НОВОСТИ

Информационный навигатор. Факультативные занятия в 3 (4) классе. Факультатив информационный навигатор


Информационный навигатор. Факультативные занятия в 3 (4) классе | 1–4 классы | Каталог

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Автор: Буторина И. А.
Предмет: Информатика
Группы: Методические пособия для учителя, Факультативные занятия
Классы: 3 класс, 4 класс

Издательство «Пачатковая школа». Обл. мягкая. 208 с. Ф. 60х90 1/16. ISBN 978-985-565-235-0

В пособии предлагаются методические разработки и практические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий для учащихся 3 (4) класса. Актуальность разработок обусловлена объективной потребностью формирования у учащихся основ информациональной культуры, развития критического мышления при восприятии полученной из различных источников информации (телевидения, радио, Интернета, периодических изданий). Автор широко использует занимательные приемы работы с  информацией разных видов, по каждой теме подобран соответствующий возрастным психологическим особенностям учащихся литературный и музыкальный материал.

Пособие адресуется учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работникам социокультурных учреждений.

Рeцeнзенты:

  • доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук О. Г. Сорока;
  • учитель начальных классов высшей категории методического объединения учителей начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 99 г. Минска» Ю. В. Белова

uchebniki.by

Информационный навигатор. Факультативные занятия в 3 (4) классе

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elib.bspu.by/handle/doc/19396

Название: Информационный навигатор. Факультативные занятия в 3 (4) классе
Другие названия: рабочая тетрадь для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
Авторы: Буторына, Ірына АляксандраўнаБуторина, Ирина Александровна
Ключевые слова: БГПУинформационная культурафакультативные занятиярабочая тетрадьгазетыжурналыИнтернеттелевидениерадио
Дата публикации: 2016
Издатель: Минск : Пачатковая школа
Краткий осмотр (реферат): Рабочая тетрадь для учащихся — часть учебно-методического комплекса для факультативных занятий «Информационный навигатор». Издание содержит разнообразные задания, которые направлены на формирование у младших школьников основ информационной культуры, развитие критического мышления при восприятии и анализе информации, полученной из различных источников (телевидения, радио, Интернета, периодических изданий). Умение осознанно воспринимать и применять информацию позволит учащимся адекватно использовать ее для личностной самореализации, а также снизить негативное влияние, которое могут оказывать средства массовой информации на подрастающее поколение.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://elib.bspu.by/handle/doc/19396
Располагается в коллекциях:Учебные издания факультета начального образования

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

elib.bspu.by

Учебная программа «Информационный навигатор» утверждена - Программа

– закрепление полученных теоретических сведений и накопление практического опыта работы с информацией: формирование умений поиска, отбора, структурирования, систематизации, обобщения, преобразования и представления информации в ином виде, понятном другим людям;

– умение общаться с другими людьми с помощью информации, почерпнутой из разных источников.

Эмоционально-ценностный компонент (установки, оценки, отношения):

– анализ содержания информационных потребностей и интересов личности;

– мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания;

– предпочтительность источников получения необходимой информации в зависимости от конкретной темы и ситуации;

– осознание необходимости оценки содержания информационных сообщений с нравственной точки зрения.

Поведенческий компонент (реальное и потенциальное поведение):

– обращение к различным источникам информации в зависимости от темы и конкретной цели поиска;

– овладение системой поиска и отбора необходимой информации;

– прогнозирование характера получаемой информации;

– применение полученной информации в различных сферах своей деятельности;

– следование правилам информационной безопасности при работе в Интернете.

Тематическое наполнение факультативных занятий тесно связано с такими отраслями гуманитарного знания, как культурология, искусствоведение, литературоведение, история мировой художественной культуры и искусства; психология развития личности, художественного восприятия искусства, творчества и др., что позволит реализовывать межпредметные связи на I ступени общего среднего образования.

Специфику факультативных занятий составляет личностная направленность, формирование потребности в активном и осознанном усвоении информации и её применении, которая проявляется в разноплановой практической деятельности, интерактивных игровых приёмах и других современных методах педагогического взаимодействия. Структура каждого занятия имеет комбинированный характер, в содержании которого предусмотрено знакомство учащихся с доступными возрасту теоретическими сведениями и закрепление полученных знаний в ходе выполнения практических заданий.

Методика проведения факультативных занятий «Информационный навигатор» основана на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных способах взаимодействия субъектов образовательного процесса. Учащиеся становятся активными участниками изучения привлекательных для них тем, связанных с миром информации. Через непосредственное вовлечение в коллективную и индивидуальную творческую деятельность создаются условия для развития познавательных процессов, самостоятельности мышления обучающихся, совершенствования нравственной сферы личности.

Организация и проведение факультативных занятий предполагает широкое использование разнообразных форм и методов деятельности: беседа, чтение и анализ с воспитательной точки зрения литературных произведений, обсуждение проблемных ситуаций, просмотр и анализ мультипликационных и художественных фильмов для детей, прослушивание и анализ фрагментов радиосообщений, аудиосказок, моделирование и инсценирование ситуаций, интерактивное взаимодействие, коллективные творческие дела, игры-тренинги по культуре общения, коллективные проекты (в том числе семейные), ролевые игры, игра-путешествие по станциям, а также викторины, конкурсы, разноплановое музыкально-изобразительное творчество.

Целью факультативных занятий является формирование у учащихся начальных классов основ информационной культуры как важной составляющей общей культуры личности.

Задачи факультативных занятий:

  • получение учащимися первоначальных представлений об информации, её значении и видовом многообразии в современном мире;

  • формирование умений поиска информации во всей совокупности информационных ресурсов, критического осмысления информации, полученной по каналам средств массовой информации, личностной интерпретации и применении информации во внеклассной деятельности;

  • расширение представлений о влиянии информации на здоровье человека и необходимости соблюдения здорового образа жизни;

  • развитие нравственной сферы личности учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • воспитание эстетического вкуса, культуры читателя, зрителя, слушателя, интернет-пользователя при осознании этических норм;

  • повышение мотивации учащихся к самостоятельному критическому анализу информационных сообщений, полученных из разных источников;

  • совершенствование межличностных отношений в коллективе, тактичного и уважительного диалогического общения;

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Научным основанием отбора содержания программы выступили культурологический и деятельностный подходы. Культурологический подход указывает на необходимость рассмотрения информационной культуры в контексте общей культуры личности, социума, формирование мировоззренческих установок и ценностных ориентаций личности по отношению к информации как элементу культуры.

Согласно деятельностному подходу формирование информационной культуры личности напрямую связано с деятельностью конкретного человека. Решение информационных задач в процессе учебной и внеклассной деятельности носит практико-ориентированный характер и направлено на применение полученных умений и навыков в различных жизненных ситуациях.

Основными принципами построения программы выступили принципы культуросообразности, природосообразности воспитания, принцип целостности, интегративности и непрерывности, принцип практической творческой направленности, принцип персонализации педагогического взаимодействия, принцип психологической комфортности.

Программа состоит из трёх разделов: «Безграничные горизонты информации» (11 ч.), «Информационные лабиринты» (12 ч.), «Мой информационный конструктор» (12 ч.), которые взаимосвязаны между собой. Программа рассчитана на 35 часов при проведении одного занятия в неделю.

Содержание раздела «Безграничные горизонты информации» направлено на актуализацию и расширение имеющихся у учащихся знаний об информации и взаимоотношениях человека с миром информации, важности информационной безопасности в жизни каждого человека, углубление представлений об особенностях предъявления информации различными источниками, ознакомление учащихся с видами информации, историей возникновения мультипликации, кино, телевидения, радио, Интернета, печатных средств массовой информации, адресованных детской аудитории.

Содержание раздела «Информационные лабиринты» включает в себя доступные возрасту теоретические знания и практические приёмы деятельности по формированию у учащихся критического мышления, умений осознанного восприятия информации, потребности и способности критического отбора информации в повседневной жизни, воспитание эстетического вкуса, культуры читателя, слушателя, зрителя, интернет-пользователя.

Содержание раздела «Мой информационный конструктор» включает в себя практические задания, коллективные проекты, сюжетно-ролевые игры, направленные на поиск путей применения информации, полученной из разных источников массовой информации, создание на её основе новой информации, а также целенаправленная подготовка учащихся к применению полученных знаний и умений работы с информацией в реальной жизни.

Факультативные занятия «Информационный навигатор» могут проводить учителя начальных классов, педагоги-организаторы, социальные педагоги, руководители кружков, воспитатели группы продлённого дня, педагоги летних оздоровительных и школьных лагерей, работники учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

Условиями реализации программы является комплексное решение задач, поставленных данной программой, создание позитивного психологического микроклимата, учёт санитарно-гигиенических требований, оптимальное соотношение коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности, организация диалогичного взаимодействия, рефлексивная оценка учащимися своей деятельности на каждом занятии, наличие материальной базы: необходимой литературы и учебных принадлежностей, компьютера с возможностью выхода в Интернет, телевизора, СD и DVD-проигрывателей, аудио-, видео-, радиозаписей, изданий периодической печати для детей, интернет-ресурсов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Безграничные горизонты информации (11 ч.)

1

Что такое информация?

2

Виды и источники информации

3

Человек в мире информации. Кому и зачем нужна информационная культура?

4

Как возникли детские журналы и газеты?

5

Газеты и журналы в ожидании внимательных читателей

6

Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

7

Кино. Кино? Кино!

8

Как родилась мультипликация?

9

Легко ли быть телезрителем?

10

Загадочное слово «Интернет»

11

Информационная культура и здоровье человека

Информационные лабиринты (12 ч.)

12

Новая встреча со сказкой

13

Умеем ли мы смотреть мультфильмы?

14

Музыка в художественном и мультипликационном фильмах

15

Программа телепередач. Что смотреть и как смотреть?

16

Как стать вдумчивым читателем?

17

Фотографии и иллюстрации в журналах и газетах

18

Когда Интернет будет другом?

19

Сайты детских журналов и газет

20

Тайны радиоэфира

21

Что мы знаем о рекламе?

22

Мир информации в профессиях

23

Информационная культура моей семьи

Мой информационный конструктор (12 ч.)

24

Информационная культура читателя, зрителя и слушателя

25

«Подсказки» журналов и газет. Ищем полезную информацию

26

Знакомимся с творчеством ровесников на страницах детских изданий

27

Литературная игра «Наш радиотеатр»

28

«В коробке с карандашами…». Коллективное создание комиксов (мультфильма, диафильма)

29

Приглашаем в необычную мастерскую

30

«По секрету — всему свету». Создаём журнал (газету)

31

«Весёлые старты». Применение информации о спорте

32

Компьютерные игры и Интернет. Формула безопасности

33

Наш телецентр

34

Как выбирают хобби. Аукцион идей

35

Обобщение. Игра-путешествие по станциям «Информационный навигатор»

Содержание

Раздел 1. Безграничные горизонты информации

Что такое информация (1 ч.)

gigabaza.ru

Информационный навигатор. Факультативные занятия. 3 (4) класс. Рабочая тетрадь | 1–4 классы | Каталог

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Автор: Буторина И. А.
Предмет: Информатика
Группы: Рабочие тетради, Факультативные занятия
Классы: 3 класс, 4 класс

Издательство «Пачатковая школа». Обл. мягкая. 48 с. Ф. 70х100 1/16. 2017 г. ISBN 978-985-565-451-4

В рабочую тетрадь для учащихся включены материалы для закрепления знаний, приобретённых на факультативных занятиях «Информационный навигатор». Игровые и занимательные задания помогут учителю разнообразить образовательный процесс, развить у детей творческие способности, критическое мышление, умение осознанно воспринимать и применять информацию.

Адресуется учащимся младшего школьного возраста.

Рeцeнзенты:

  • доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент О. Г. Сорока;
  • методическое объединение учителей начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 16 г. Минска» (учитель начальных классов высшей квалификационной категории Ю. В. Белова)

uchebniki.by

Буторина_Информационный навигатор_Рабочая тетрадь Pages 1 - 8 - Text Version

И. А. БуторинаИнформационный навигатор Факультативные занятия 3 (4) класс Рабочая тетрадь

2. Виды и источники информации 1 Разгадай кроссворд. Какое словосочетание получилось в вы- деленных клетках? Что оно обозначает? 1. Информация, воспринимаемая через органы вкуса. 2. Второе название зрительной информации. 3. Второе название слуховой информации. 4. Информация, необходимая в повседневной жизни, в быту. 5. Информация, полученная при ощупывании предмета. 6. Информация, которую мы используем в процессе обучения. 7. Хорошо осведомлённый человек. 8. Информация, воспринимаемая слухом. 9. Информация, которую взрослые используют на рабочем мес- те, на производстве.10. Записанная информация.11. Информация, представленная рассказчиком без записи.12. Какого слова-поощрения ожидают ребята?13. Информация, полученная через зрение и слух.14. Информация, воспринимаемая глазами. 1 2 3 4 5 7 6 9 8 14 10 11 12 134

2 Нарисуй, какие носители информации ты знаешь. 3 Запиши, каким способом ты сохранишь информацию в пере- численных ниже ситуациях. На прогулке в парке ты увидел(а) удивительно красивыйцветок. — Весной в роще ты услышал(а) пение соловья. — На уроке русского языка многие ребята написали прекрасноесочинение о своей семье. — Ты прочёл(а) в журнале очень интересную статью. — Для справок: фотография, ксерокопия, запись на аудионоситель,сборник творческих работ, выпуск классной настенной газеты. 5

3. Человек в мире информации. Кому и зачем нужна информационная культура? 1 Прочти предложения и закончи их. 1. Когда я смотрю телепередачи, я — … 2. Когда я слушаю радио, я — … 3. Когда я работаю в Интернете, я — … 4. Когда я читаю книги, газеты и журналы, я — … 5. Когда я выступаю на уроке с сообщением, я — … 6. Когда я смотрю кинофильм, я — … Проверь себя, «разгадав» кроссворд. В каждую клетку крос-сворда ошибочно вписана одна буква. Найди и зачеркни лишниебуквы. Объясни значение слов-ответов. 1 ту ед 2 бр ам до ис ол ск ла уж ши аб ту ез ло сь ед3иг ун ти ен кр на ев ат - ип чо лт мь уз то ви аг ту еч ла нь ри 4 чк ис ту аю тк еи ль ть 5 оа рп аи ти ио лр 6 ок ид сн ов зу тр ил ту ер сл ть лы ьс Для справок: оратор, радиослушатель, телезритель, читатель,интернет-пользователь, кинозритель.6

2 Подумай, какие информационные умения нужны современ- ному человеку. Пронумеруй умения от 1 до 5. Чем больше число, тем важнее умение. Можно ли сказать, что эти умения одинаково необходимы? Почему? Умение найти нужную информацию в различных источниках. Умение создавать свою информацию (рисунок, сочинение и т. д.). Умение связно изложить свою мысль в устной и письменной формах. Умение отличать правдивую информацию от ложной. Умение оценивать информацию с точки зрения культуры пове- дения. 3 Прочти отрывок из рассказа Дж. Родари. Подумай, сможет ли при таком чтении герой рассказа усвоить информацию. По- чему? Что бы ты посоветовал(а) этому читателю? Как-то ехал я в поезде с одним синьором… У него было с со-бой шесть журналов. И он принялся читать их. Сначала он про-чёл первую страницу первого журнала, затем первую страницувторого журнала, потом первую страницу третьего журнала и такдалее — до шестого. Затем он начал читать вторую страницу первого журнала, вто-рую страницу второго журнала, вторую страницу третьего жур-нала и так далее. Потом он принялся за третью страницу первогожурнала, перешёл к третьей странице второго… Он читал внима-тельно, углублённо и даже делал какие-то выписки… Дж. Родари 7

4. Как возникли детские журналы и газеты? 1 Внимательно изучи содержание журнала из школьной (клас- сной) библиотеки. Составь его «паспорт» по плану.1. Название журнала2. С какого года выходит журнал?3. Как часто выходит журнал (ежемесячно, 1 раз в два месяца)?4. Какие рубрики заинтересовали тебя больше всего?5. Чем для тебя интересен журнал? 2 Пофантазируй, как могла бы выглядеть Страна детских газет и журналов. Нарисуй карту этой страны и размести на ней город Интересных журналов, город Чудесных газет, улицу Маленьких читателей, улицу Читателей-школьников, улицу Взрослых читателей, парк Семейного чтения, озеро Чита- тельской фантазии, перекрёсток Информации, парк Обмена мыслями.8

5. Газеты и журналы в ожидании внимательных читателей1 Рассмотри обложки детских журналов, которые есть в школь- ной (классной) библиотеке. Какая информация на них пред- ставлена? Пофантазируй, как выглядела бы обложка журна- ла, если бы её создавал(а) ты?2 Возьми интервью у родителей, бабушек и дедушек — по- беседуй с ними о том, какие газеты и журналы они читали в детстве. Узнай, почему им нравились эти печатные издания. Какие газеты, журналы любишь читать ты? Кратко запиши по- лученную информацию в таблицу. Какие журналы, Какие журналы, Какие журналыгазеты читали в дет- газеты читали (газеты) люблю в детстве мои стве мои бабушки читать я? и дедушки? родители? 9

ISBN 978-985-565-291-6

fliphtml5.com

Перечень учебных программ факультативных занятий

Перечень учебных программ факультативных занятий

Перечень учебных программ факультативных занятий[1] воспитательной направленности, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»

1. Мое Отечество. Учебная программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Буткевич В.В., Толкачева О.В. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне», № 4, 2011).

Реализация программы будет способствовать расширению знаний обучающихся об истории Беларуси, формированию ценностного отношения к своей Родине; воспитанию обучающихся на лучших традициях национальной культуры; воспитанию глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусского народа.

2. Краязнаўства. Учебная программа факультативных занятий для VI–IX классов учреждений общего среднего образования. Автор – Катович Н.К. (опубликована в журнале «Веснікадукацыі», № 3, 2011).

В основу содержания факультативных занятий положен комплексный подход, который учитывает как разнообразные стороны познания родного края, так и различные аспекты воспитания учащихся в процессе краеведческой деятельности. Реализация программы будет способствовать повышению интереса к родному краю и углублению знаний о нем; воспитанию ценностного отношения к материальному, культурному и природному наследию народа Беларуси; формированию национального самосознания и умения жить в поликультурном мире.

3. Подготовка школьника-лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения. Учебная программа факультативных занятий для учащихся IX (X) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Минова М.Е. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне», № 4–5, 2010).

Программа направлена на формирование лидерской и организаторской культуры учащегося как гражданина, ответственного члена детского, молодежного общественного объединения.

4. Исследуя гуманитарное право. Учебная программа факультативных занятий для VIII (IX, X, XI) классов учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Авторы – Кучинский А.И., Залуцкая Е.В., Романов В.Ф.

Программа направлена на формирование у обучающихся позиции ненасилия, отзывчивости, способности к сопереживанию, умения мирно разрешать конфликты в рамках правового поля, а также готовности придерживаться принципов и норм международного гуманитарного права.

5. Правила в моей жизни. Учебная программа факультативных занятий для II–IV классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С.

Программа направлена на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.

6. Учимся жить в мире и согласии. Учебная программа факультативных занятий для V–VIII классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне» № 3, 2011).

Реализация программы будет способствовать эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры учащихся.

7. Будущее – это мы. Учебная программа факультативных занятий для III (IV) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковаенавучанне» № 10, 2010).

Программа направлена на воспитание у учащихся нравственно-волевых качеств личности: целеустремленности, ответственности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия.

8. Подготовка учащихся к семейной жизни. Учебная программа факультативных занятий для X (XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Аладьин А.А., Смагина Л.И., Чернявская А.С., Елисеева Т.П.

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры семейных отношений, подготовку к вступлению в брак и осознанному родительству.

9. Основы гендерной культуры. Учебная программа факультативных занятий для VIII (IX) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е.

Реализация программы будет способствовать формированию у учащихся основ гендерной культуры как части общей культуры личности.

10. Основы гендерных знаний. Учебная программа факультативных занятий для X–XI классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е.

Программа направлена на формирование гендерной культуры старшеклассников; ее реализация будет способствовать осмыслению обучающимися проблем современного общества, самообразованию и самопознанию, личностному росту.

11. Основы экологии и профессиональное будущее. Учебная программа факультативных занятий для IX–X классов учреждений общего среднего образования. Автор – Ковалева В.Н. (опубликована в журнале «Веснікадукацыі», № 5, 2013).

Программа направлена на формирование у учащихся основ экологической культуры, обеспечение знаниями о производственной среде и ее проблемах. Основной акцент сделан на профориентацию учащихся на экологические специальности и роль экологических знаний в будущей профессии.

12. Культура здорового образа жизни. Учебная программа факультативных занятий для IX (X) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Катович Н.К., Ковалева В.Н. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне», № 4, 2010).

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни как компонента базовой культуры личности.

13. Туризм. Учебная программа факультативных занятий для VIII‑XI классов учреждений общего среднего образования. Автор – Митрахович С.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне», № 6, 2010).

Цель факультативных занятий – совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития обучающихся. Реализация программы позволит расширить возможности изучения родного края учащимися, приобрести навыки самостоятельной деятельности.

14. Основы современного этикета. Учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Савицкая Ю.В., Савицкая А.В., Рогалевич Н.Н.

Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о современном этикете. Реализация данной программы будет содействовать формированию личностной зрелости старшеклассников, развитию ответственности за свои мысли и действия, гармонизации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

15. Основы этикета. Учебная программа факультативных занятий для VII класса (I курса) учреждений общего среднего образования (суворовского, кадетских училищ, специализированных лицеев). Авторы – Андрончик И.И., Константинова Л.И. (опубликована в журнале «Выхаванне і дадатковаяадукацыя», № 3, 2016).

Программа направлена на изучение учащимися основ этикета и усвоение общепринятых норм и правил поведения в обществе как важных составляющих нравственно-этической культуры личности, включая знания в области воинского этикета; развитие навыков культурного поведения в повседневной жизни и формирование опыта нравственных взаимоотношений в коллективе, между старшим и подрастающим поколениями.

16. Мы – сами. Учебная программа факультативных занятий для V–VIII классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Данилова Е.Л., Касьян О.А., Кирпиченко А.А., Крутовцова Н.А., Мартынова Е.В., Слепцова Л.Ю., Якушкин Н.В.

Программа направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, на освоение навыков и форм отказа от употребления алкоголя, других психоактивных веществ. Освоение программы будет способствовать формированию у учащихся навыков преодоления кризисных ситуаций, а также развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием.

17. Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного». Учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Минова М.Е.

Программа направлена на содействие усвоению участниками образовательного процесса содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения; создание условий для освоения волонтерами современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками.

18. Основы православной культуры. Учебная программа факультативных занятий для I–IV классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Бройко А.В., Финькевич Л.В., Чечет В.В., Лаврецкий Г.А., Николаева Т.О., Суханова А.М., Писаренко В.И. (под редакцией Бройко А.В., Стремок И.М.).

Цель программы – духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа.

19. Информационный навигатор. Учебная программа факультативных занятий для III (IV) класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Автор – Буторина И.А.

Реализация программы будет способствовать формированию у учащихся основ информационной культуры как важной составляющей общей культуры личности, получению учащимися первоначальных представлений об информации, её значении и видовом многообразии в современном мире, формированию умений поиска информации во всей совокупности информационных ресурсов, критического осмысления информации.

20. Інфармацыйны навігатар. Вучэбная праграма факультатыўныхз аняткаў для ІІІ (ІV) класаў станоў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Аўтар – Буторына І.А.

Рэалізацыя праграмы будзе садзейнічаць фарміраванню ў вучняў асноў інфармацыйнай культуры, атрыманню навучэнцамі першапачатковых уяўленняў аб інфармацыі, яе значэнні і разнастайнасці ў сучасным свеце, фарміраванню ўменняў пошуку інфармацыі, крытычнага асэнсавання інфармацыі.

[1] Программы размещены на Национальном образовательном портале www.adu.by в разделе Педагогам / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования

2.edusoligorsk.by