НОВОСТИ

Экспериментальная навигация в метро: в шоке и пассажиры, и урбанисты. Метро москвы навигатор


Экспериментальная навигация в метро: в шоке и пассажиры, и урбанисты

В течение пяти лет горожанам придется ориентироваться в подземке по правилам, понятным лишь их авторам

18.10.2017 в 20:07, просмотров: 38132

В бесконечных переходах московской подземки легко потеряться — настоящий город. Но москвичи и приезжие давно привыкли ориентироваться по табло и указателям, подвешенным к потолку. Слева — названия станций, до которых можно доехать с левой платформы, справа — соответственно, с правой. Однако в последнее время полный перечень пунктов назначения исчез. Пассажирам предлагают ориентироваться лишь по конечным либо соседним станциям. В результате путаться в хитрых табличках и указателях стали даже коренные москвичи.

А между тем станций с обновленной навигацией в столичной подземке будет становиться все больше.

фото: Геннадий Черкасов

— Не так давно я спустился на станцию «Ленинский проспект» и потерялся, — говорит постоянный читатель «МК» Олег Бабарин. — Указатели при спуске с эскалатора показывали не привычный список станций, а только конечные. И пассажир, смотрящий на указатель, мешает пройти на платформу другим пассажирам. А при входе в вагон еще и спрашивает: в том ли направлении он едет?

Наш читатель оказался прав: странная навигация на «Ленинском проспекте» озадачила многих. Не все коренные жители знают конечные станции метро, а что уж говорить о приезжих? В итоге после схода с эскалатора скапливается пробка из смотрящих на табло. Люди в недоумении начинают атаковать остальных пассажиров: а где моя станция? а в какую мне сторону? А потом мечутся по станции от одной платформы к другой.

И ладно бы так было только на «Ленинском проспекте». Другие направления превзошла, пожалуй, Кольцевая линия метро. Например, на кольцевом «Проспекте Мира» на табло написаны не все станции в обе стороны (шесть в одну, пять в другую, эдакий «длинный» список!), а только соседние. Причем с формулировкой «до»: «до «Новослободской», «до «Комсомольской».

— Девушка, а я до «Курской» не доеду, что ли? — озадаченно спрашивает женщина с баулами в руках. — В какую сторону-то двигаться?

Утешает лишь, что на кольце пассажиры в любом случае доберутся до станции назначения. Другое дело, что, не разобравшись, они могут дать круг в обратную сторону. Но такой перепробег не особенно страшен — подумаешь, 20–30 потерянных минут...

Особенно порадовал третий вариант навигации, которую корреспондент «МК» нашел на станции «Технопарк». Заходишь в вестибюль — а там все просто и понятно: «в центр» и «на юг». А где твоя станция, товарищ, надо было узнать заранее! И не надо возмущаться, что приходится бегать по лестницам между платформами (они располагаются с обеих сторон от путей).

Как объяснили «МК» в пресс-службе Московского метрополитена, новые табло появились не просто так, а в рамках создания Единой системы навигации города.

— Сейчас идет ее тестирование, чтобы понять, какой механизм будет лучше, — объясняет урбанист Аркадий Гершман. — Предыдущий принцип навигации с полным перечнем станций не работает, поскольку московское метро растет и расширяется, список становится длинным. Получается, что пассажир спускается вниз, сходит с эскалатора, видит указатель и встает, читает весь этот «талмуд», чтобы понять, куда ему идти дальше. Это все создает пробки. Такой принцип может сработать в Новосибирске, в Казани, в городе, где две-три ветки и максимум 30 станций. Чем больше метро, тем сложнее так делать. Поэтому система навигации в столичной подземке будет строиться на других принципах.

Урбанист рассказал, что новая навигация предполагает совершенно иную логику пользования метро. Сейчас пассажир может зайти в подземку и только на эскалаторе, увидев табло, понять, в какую сторону ему нужно ехать. Теперь же человеку придется планировать свою поездку заранее, прикинув свой маршрут у схемы рядом с кассой.

— Пассажир уже знает, какая ему ветка нужна и какая пересадка, — продолжает Гершман. — Нужно только понять: направо или налево, на север или юг. Такая же логика во всех метрополитенах мира, соразмерных московскому.

Но есть и другое мнение.

— Любая навигация должна быть текстово и графически понятной, — объясняет психолог-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Анастасия Перл. — Слишком большое количество символов, расположение навигации в труднодоступных глазу местах, а также неоднозначная трактовка идеограмм усложняют восприятие и переработку человеком информации. В ситуации нахождения в новом месте человек испытывает стресс и осуществляет поисковое поведение через наглядно-действенное мышление. В этом случае требуется однокомандное действие: увидел знак — пошел в нужном направлении. В случае если человек не видит навигацию или вынужден в ней разбираться дополнительно, возникает напряжение. А это, в свою очередь, снижает скорость реакции и ориентировочный эффект.

Москвичи, постоянно пользующиеся метро, смогут привыкнуть к новой системе навигации через несколько лет, считают специалисты. А вот что делать приезжим?

— Люди не понимают принципа, по которому работает новая схема, — считает генеральный директор компании, занимающейся проектами по навигации, Леонид Агрон. — Например, «север — юг» — это сложившаяся практика в городах, где люди оперируют понятиями сторон света. У нас это не так развито, у нас все используют понятия «центр» и «из центра». В тех табло, что уже есть, больше проблем, чем решений. Например, надпись «Медведково, в центр» не работает: «Медведково» — это не центр, а поместить туда центральную станцию нельзя, получается противоречие. Или вот взять ориентировку на кольцевой станции «Проспект Мира», где написано: до такой-то станции. Понятно, что люди пытались придумать направление, но предлог «до» — в нашем понимании конечная. Лучше уж «к» или «через», что было бы правдой. Система не работает даже в самых базовых вещах, потому что это калька с английской версии.

Аркадий Гершман тоже пока не видит идеального варианта.

— Я сторонник того, чтобы указывать стороны света, — говорит он. — Все привыкли, что на схеме метро есть верх и низ, север, юг, запад, восток. Но на Кольцевой линии такого не повесишь. Или синяя линия, которая идет с севера на север. Центр и из центра — такая логика понятна почти всем. Но непонятно, где находятся границы центра — на Кольцевой линии или на расстоянии 1–2 станций в направлении к спальным районам? Беспроигрышный вариант — указывать конечные станции. Но и такое ориентирование сложно даже для коренных москвичей, ведь конечные станции иногда меняются. Поэтому я пока не вижу единственного варианта, который всех устроит.

В свою очередь Леонид Агрон предлагает менять навигацию постепенно: оставить, к примеру, полный список станций, добавив маркировку «на север». И только потом, когда люди привыкнут и если это действительно будет нужно, убирать станции. «Переходный период может продлиться лет пять», — считает эксперт.

В пресс-службе Московского метрополитена «МК» сообщили, что «помимо указания направления на север/юг на станции обязательно должны быть размещены списки станций по направлению движения поезда. До конца 2018 года на всех станциях метро будет размещена единая навигация с указанием на табло полного списка станций, до которых следуют поезда по обе стороны платформы». Ну что ж, хорошо бы. Правда, непонятно, зачем вообще нужно было затевать эту канитель.

В любом случае москвичам пока приходится запасаться терпением и включать интуицию, а гостям города — смекалку. В нашем метро и раньше заблудиться было проще простого, а сейчас квест еще и усложнился.

www.mk.ru

Навигация в подуличных переходах Московского метро

С 2013 года в Москве разрабатывается Единая система городской навигации. Проект включает несколько направлений: метрополитен, наземный транспорт, пешеходные улицы и транспортно-пересадочные узлы. Один из этапов проекта — запуск навигации в подуличных переходах метро. На основе концепции, разработанной Департаментом транспорта Москвы, студия подготовила макеты элементов навигации для станций метрополитена, руководство по оформлению карт и подготовке текстов.

Номера выходов

Подуличными называются переходы, объединенные с выходами из метро. Они сложно устроены — на некоторых станциях бывает до десяти выходов. Чтобы пассажирам было легче ориентироваться, выходы теперь пронумерованы.

Нумерацию выходов предложила компания «Сити-айди» в рамках разработки Единой системы городской навигации. Такие же выходы уже встречаются в Токио и Гонконге.

Выходы на станции «Коньково»

Первый этап внедрения навигации охватывал только подуличные переходы и вестибюли станций

Информационные указатели

Когда мы начали размещать информацию на навигационных указателях, то столкнулись с одной проблемой. В идеальном мире каждый навигационный указатель — это табличка большого размера, прекрасно освещенная, расположенная на самом видном месте, на ней напечатано одно слово, а вокруг нее порхают эльфы.

В жизни все происходит немного по-другому. Есть подземный переход, его высота — два сантиметра, ширина — один сантиметр. Нужно повесить информационный указатель, и желательно, чтобы он не бил людей по голове. Итак, рядом находятся... восемь храмов, сорок шесть исторических памятников, четырнадцать торговых центров, пять библиотек, три парка и одна небольшая, но гордая страна. Работайте!

С этого момента начинается инфопланирование.

Ранжирование улиц и объектов вокруг станции

Инфопланирование на девяносто процентов сводилось к тому, чтобы оставить на навигационных указателях только самое нужное. Для этого разработана продуманная система, которая автоматически определяет, что именно считать наиболее важным.

Объектам присуждаются баллы в зависимости от множества параметров. Видно при выходе из метро? Плюс. Высокое городское значение? Еще один.

Ранжирование исключает субъективность и вмешательство человеческого фактора.

Объекты с высшим баллом становятся главными направлениями на знаках, с меньшим — дополнительными

Комфорт

Разные типы указателей пассажиры читают с разных дистанций, поэтому для каждого типа подобран свой кегль шрифта.

Размер S Указатель на развилке у выхода из вестибюля читают на ходу с очень близкого расстояния — около 5–7 метров

Размер M Знак, подписывающий выход, читают в потоке, постепенно приближаясь к развилке, — примерно за 10–12 метров

Размер L Знак, отмечающий вход на станцию, должен просматриваться на протяжении всего перехода — в среднем начиная с 20–23 метров

Карты и списки объектов на станции

На станциях появились карты с подробным алфавитным указателем. В студии усовершенствована графика карт и доработана верстка алфавитных указателей.

Правила отрисовки карт и расположения информации на них собраны в отдельное руководство.

Язык

Отдельное внимание уделено текстам для навигационных носителей на русском и английском языках. Создано подробное руководство с правилами написания, перевода, транслитерации, сокращения и оформления названий всевозможных городских объектов и топонимов, задействованных в навигации.

Всего в рамках проекта подготовлено 2500 макетов указателей и более 500 карт для 96 станций.

www.artlebedev.ru

Напольная навигация на станциях Московского метрополитена

На табличках указываются только те направления, которые нужны в данный момент пассажиру, чтобы не отвлекать его внимание лишней информацией и считываться мгновенно. Перед переходами на соседние станции размещаются таблички без избыточных стрелок. Стрелки ставятся только там, где важно сориентировать людей, чтобы они не шли против встречного потока движения.

Указатели без номеров и с номерами линий

Исходная табличка

2100×700 ммШахматный пол с плиткой 700 мм

2050×1000 ммШахматный пол с плиткой 1000 мм

1950×800 ммСветлый пол с плиткой 800 мм

1950×1100 ммКрасный гранитный пол с плиткой 550 мм

1950×1000 ммПол с узором

2100×900 ммПлитки с перпендикулярным построением

1950×900 ммВинегрет, плитки разных форматов

2000×1000 ммПол на новой станции

Вестибюли

Традиционно в московском метро вестибюли имеют название какой-то одной станции пересадочного узла, даже если через них можно попасть сразу на несколько веток. Например, общий вход на станции «Тверская» и «Пушкинская» обозначается как «Станция „Пушкинская“», а вход на станции «Пушкинская» и «Чеховская» — просто «Станция „Чеховская“». На табличках напольной навигации показаны все станции пересадочного узла, потому что перейти через соседнюю станцию всегда удобнее и быстрее, чем выходить на улицу и искать другой вход.

Выход в город

В ближайшее время во всей Москве планируется внедрить единую систему навигации. Ожидается, что каждый выход из метро получит собственный порядковый номер.

Табличка без номеров и с номерами выходов

Станции с кросс-платформенными пересадками

Эти станции устроены таким образом, что на одну платформу прибывают поезда двух разных веток, поэтому указывать направление пересадки «на ветку» не имеет смысла. Специально для таких станций разработан вариант табличек с обозначением направлений движения поездов.

Кто куда

Модульность

Система навигации собирается из набора модулей, комбинируемых друг с другом наподобие деталей конструктора. Модуль — это прямоугольник из цветного бетона, на котором при помощи керамогранитных символов размещается вся информация, необходимая пассажиру.

Общий принцип: первой всегда располагается стрелка, указывающая направление, потом — блок выхода в город, за ним — модули с номерами линий

Когда пассажиропоток нужно отправить направо, стрелка ставится справа от указателя, чтобы не упираться в число

Указатель перед переходами

Материалы

Для навигационных элементов выбраны надежные и особо прочные материалы: подложка изготавливается из ацеида, верхняя часть — из модифицированной эпоксидной смолы, наполненной кварцевым песком, цифры, буквы и стрелки — из керамогранита. Элементы окрашиваются в массе, что позволяет им дольше сохранять необходимую насыщенность цветов при серьезной эксплуатационной нагрузке.

www.artlebedev.ru

Карта метро Москвы со станциями МЦК 2018

Если у вас смартфон или планшет, воспользуйтесь мобильной версией интерактивной схемы Метро Москвы.

Мы оперативно обновляем нашу схему метро, добавляем все вводящиеся в строй станции Метрополитена и Московского Центрального Кольца (МЦК), отмечаем закрытые на длительный период, а также планируем отражать (и на схеме, и в расчете) временные закрытия участков метро, которые часто проводятся по выходным.

Как найти нужную станцию на схеме метро:

  • слева — указатель всех станций по линиям (дополнительно — линии выделяются на схеме)
  • по ссылке «все станции» — указатель станций метро по алфавиту
  • справа — форма поиска по названию (можно вводить название не полностью)

Когда станция выбрана одним из этих способов, или непосредственно на схеме метро — появляется диалог, отмечающий расположение станции на схеме метро и содержащий:

  • название станции и линии, которой она принадлежит (это поможет различить одноименные станции)
  • ссылку «Подробно о станции». Перейдя по ней, вы узнаете график работы и интервал движения текущей станции, расположение ее выходов на масштабной карте Москвы, маршруты наземного транспорта до других транспортных узлов города, какие объекты инфраструктуры есть поблизости, и другую справочную информацию.
  • список автобусов, троллейбусов, трамваев — остановки которых расположены у выходов из метро (каждый номер — это еще и ссылка на отдельную страницу с картой и списком остановок)
  • кнопки для построения маршрута в метро — От или До этой станции

Для выполнения расчета проезда по метро используйте эти кнопки, или введите названия станций в поля формы в левой верхней части страницы (можно вводить названия не полностью).

Расчет начнется автоматически, как только обе станции будут однозначно выбраны. Если вы набирали название вручную и не пользовались автозавершением, используйте кнопку рядом с формой для начала расчета.

Результат расчета — оптимальный по времени и числу пересадок маршрут. Он выделяется на схеме, а в левой части страницы выводится план маршрута.

Кнопка слева «Вариант 2» отображается, если найден альтернативный маршрут, равноценный или немного уступающий первому. Иногда один вариант окажется продолжительнее по времени, но в нем будет меньше переходов. Это удобно для пассажиров с тяжелым багажом.

Если существует прямой маршрут автобуса или троллейбуса между выбранными станциями, мы предложим его после плана маршрута.

Кнопка «Начать заново» очистит выделение и план маршрута. Для того, чтобы сохранить ссылку на расчет между двумя текущими станциями, скопируйте ее из адресной строки (или добавьте страницу в «Избранное») браузера прежде, чем нажмете эту кнопку.

Обратите внимание — время, необходимое для спуска к платформе/выходу на поверхность, а также ожидание поезда, не учитывается. Поэтому к расчетному значению добавляйте 10-15 минут, чтобы не нарушить свои планы.

Иконки ж/д станций на нашей карте метро также интерактивны — они не только указывают взаимное расположение станций метро и железной дороги, но и предоставляют возможность оперативно узнать расписание электричек по каждому вокзалу или платформе, а также посмотреть интерактивные схемы пригородного сообщения.

Иконки аэропортов отмечают места пересадки на аэроэкспрессы и наземный транспорт, следующий в аэропорты столицы.

Смотрите также: Правила пользования Московским Метрополитеном

www.moscowmap.ru

как пользоваться новой навигацией в московском метро

Обновленная навигация в метро поставила пассажиров в тупик. По крайней мере, так написали в страдальческих постах блогеры. Якобы на новых табличках теперь нет полного списка станций, до которых можно доехать с левой и с правой платформы. Все, приехали! Неужели стоят бедные пассажиры посредине платформы и не понимают: налево им или направо идти? Иду проверять.

«МЕДВЕДКОВО» - ЭТО ЦЕНТР?

В метро спускаюсь каждый день, но ни разу я ни у кого не спрашивала: «Мне на первый или второй путь?» Все понятно. Теперь же на указателях обозначены только направления. Например, на станции «Ленинский проспект» на указателе написано: центр («Медведково») и юг («Новоясеневская»).

- Когда это Медведково стало центром Москвы? - смеются в соцсетях.

- Ничего непонятно. Это как навигатор в Гугле говорит тебе: «Следуйте на юго-запад». А у меня типа компас в кармане или я умею ориентироваться по солнцу. Лучше просто направо или налево, - рассказывает москвичка Юлия Смирнова.

Приезжаю на «Ленинский проспект». Сразу возник вопрос: раз есть юг и центр, где север? Путаница какая-то. Но разобраться помогают полные перечни станций оранжевой линии метро - они есть на боковых колоннах, о которых блогеры почему-то умолчали. С этим перечнем все понятно. Но беда в том, что пока повесили эти боковые таблички не на всех станциях. Например, нет их на «Технопарке», а на «Проспекте Мира» - кольцевой отмечены только названия соседних станций.

У пассажиров возник вопрос: раз есть юг и центр, где север?Фото: Алиса ТИТКО

На «Владыкино» (серая линия метро) тоже сложно без перечня станций. Это я езжу с нее постоянно. А другим как? Разберись с этими «на север» («Алтуфьево») и «в центр» («Бульвар Дмитрия. Донского»).

А вот на «Владыкино» МЦК (Московское центральное кольцо) удобно - есть продолговатые указатели со всеми станциями кольца. Еще мне нравится, что на станциях есть часы. Удобно - не надо доставать телефон из сумки.

БРИТАНСКИЕ СТОРОНЫ СВЕТА

Один из разработчиков новой навигации Михаил Квривишвили рассказал «КП»: в 2014 году британцы предложили свою систему ориентира, которая в лондонском метро больше 150 лет, - стороны света. Местные знают наизусть все станции, а туристы спросят у пассажиров. Но в Москве британская навигация непонятна - можно судить по откликам горожан.

- Нужно такие нововведения тестировать перед запуском, спрашивать мнение пассажиров. И важно создать единые принципы навигации, чтобы человек, передвигаясь в метро, мог быстро понимать, куда ему ехать. Также следует определиться и выбрать модель «север - юг» или «в центр - из центра», а не смешивать разные модели, - считает Михаил Квривишвили, ведущий дизайнер и партнер компании Wayfinding.pro, консультант компании City ID, разработчика единой системы навигации Москвы.

ВОПРОС – РЕБРОМ

Зачем убрали названия всех станций с верхних табличек?

Линии метро с каждым годом становятся длиннее, строятся новые станции. Это значит, что верхние указатели могут разрастись до неконтролируемых размеров. Кроме всего прочего, это небезопасно, если таблички, висящие под потолком, будут такими громоздкими. Уменьшат шрифт? Тогда неудобно - нужно подходить близко-близко и присматриваться.

ОТВЕТ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

- Какие основные изменения в навигации планируются?

- На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигации: световые короба, отдельно стоящие конструкции, стелы, схемы и надписи. Для создания современных носителей были использованы новые материалы, более прочные и эстетически привлекательные. Кроме этого, была адаптирована графика, учтены многие аспекты эксплуатации. Новые навигационные панели были смонтированы на станциях «Проспект Мира» (кольцевая), «Кутузовская», «Ботанический сад», «Красные ворота», «Спортивная», «Ленинский проспект», «Технопарк», «Саларьево», «Румянцево», «Фрунзенская», «Бауманская», «Студенческая», «Фили», «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Текстильщики».

- На ряде навигационных панелей были указаны только направления движения поездов («В центр» / «Из центра», «На юг» / «На север»). Сделано это было для максимального увеличения размера надписей на платформах. Однако, в связи с комментариями, поступающими от пассажиров, полный список станции будет нанесен на все такие панели до конца 2017 года.

- В целом новая навигация отличается единым подходом к шрифтам и пиктограмма (сейчас – 3 разных подхода) на разных станциях, переводом надписей на английский язык (сейчас вся старая визуальная навигация недоступна для иностранцев), дополнительными элементами (картами на выходе из метро), изменением оформления входных групп. Новая навигация соответствует и даже в некоторых аспектах превосходит лучшие метрополитены в части навигации, в том числе метрополитены Лондона и Нью-Йорка.

- Это делается к ЧМ по футболу 2018 года?

- Проводится в рамках создания Единой системы навигации города Москвы. При этом Кубок Конфедераций показал, что новая навигация понятна иностранцам, не владеющим русским языком. К тому же, за счет новых элементов она сильно упрощает путь к спортивным объектам и конкретным секторам стадионов.

На ряде станций московского метро были размещены элементы новой навигацииФото: Алиса ТИТКО

- Таблички с указанием станций продублируют на английский?

- Да, вся информация на навигационных табличках будет продублирована на английский язык.

- Замена навигации будет только на центральных станциях или на всех? Когда завершится обновление?

- На всех. Одна из последних станций, оснащенных новой системой – станция Студенческая Филевской линии метрополитена. Но нужно понимать, что в процессе тщательно анализируется мнение пассажиров: каждую неделю добавляется более десятка обозначений, меняется графика, добавляются новые элементы, поэтому внедрение новой навигации производится постепенно.

- Москвичи уже говорят, что им не хватает старых табличек, где были указаны все станции. Например, оранжевая ветка. На первый путь перечень станций и на второй. Сейчас указаны только конечные и направления - юг, центр. Многие вообще не могут понять, как это Медведково, а направление центр? Люди путаются. Если свои стали задумываться, на какой путь идти, а как разобраться иностранцу?

- Такой вариант навигации был предложен в качестве эксперимента. Информация раскрывается последовательно по пути движения пассажиров. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира. С поступающими от пассажиров пожеланиями там, где на навигационных панелях сейчас нет полного списка станций, до которых следуют поезда, они будут дополнительно размещены до конца этого года.

- В настоящее время на указанных выше станциях тестируются различные варианты навигации, по результатам тестирования будет выбрано единое решение. При этом, разумеется, навигация будет и дальше меняться по предложениям пассажиров и изменению транспортных потоков, в первую очередь, конечно, ее наполнение. Ведь все время в Москве открываются новые социальные объекты, крупные ТЦ, туристические объекты.

www.msk.kp.ru

Схема метро Москвы

АлтуфьевоБибиревоОтрадноеВладыкиноВладыкиноПетровско-РазумовскаяПетровско-РазумовскаяТимирязевскаяДмитровскаяСавёловскаяНовослободскаяМенделеевскаяЦветной бульварЧеховскаяБоровицкаяПолянкаСерпуховскаяТульскаяНагатинскаяНагорнаяНахимовский проспектСевастопольскаяЧертановскаяЮжнаяПражскаяУл. Академика ЯнгеляАнниноБульвар Дмитрия ДонскогоМедведковоБабушкинскаяСвибловоБотанический садБотанический садВДНХАлексеевскаяРижскаяПроспект МираПроспект МираСухаревскаяТургеневскаяКитай-городКитай-городТретьяковскаяТретьяковскаяОктябрьскаяОктябрьскаяШаболовскаяЛенинский проспектАкадемическаяПрофсоюзнаяНовые ЧерёмушкиКалужскаяБеляевоКоньковоТёплый СтанЯсеневоНовоясеневскаяБитцевский паркЛесопарковаяУлица СтарокачаловскаяУлица СкобелевскаяБульвар АдмиралаУшаковаУлица ГорчаковаБунинская аллеяБульвар РокоссовскогоБульвар РокоссовскогоЧеркизовскаяПреображенская пл.СокольникиКрасносельскаяКомсомольскаяКомсомольскаяКрасные ВоротаЧистые прудыЛубянкаОхотный РядБиблиотека им. ЛенинаКропоткинскаяПарк культурыПарк культурыФрунзенскаяСпортивнаяВоробьёвы горыУниверситетПроспект ВернадскогоЮго-ЗападнаяТропарёвоРумянцевоСаларьевоСелигерскаяВерхние ЛихоборыФонвизинскаяБутырскаяМарьина рощаДостоевскаяТрубнаяСретенский бульварЧкаловскаяРимскаяКрестьянская заставаДубровкаДубровкаКожуховскаяПечатникиВолжскаяЛюблиноБратиславскаяМарьиноБорисовоШипиловскаяЗябликовоХовриноРечной вокзалВодный стадионВойковскаяСоколАэропортДинамоБелорусскаяБелорусскаяМаяковскаяТверскаяТеатральнаяНовокузнецкаяПавелецкаяПавелецкаяАвтозаводскаяАвтозаводскаяТехнопаркКоломенскаяКаширскаяКаширскаяКантемировскаяЦарицыноОреховоДомодедовскаяКрасногвардейскаяАлма-АтинскаяПланернаяСходненскаяТушинскаяСпартакЩукинскаяОктябрьское ПолеПолежаевскаяБеговаяУлица1905 годаБаррикаднаяПушкинскаяКузнецкий МостТаганскаяТаганскаяПролетарскаяВолгоградский проспектТекстильщикиКузьминкиРязанский проспектВыхиноЛермонтовский проспектЖулебиноКотельникиПятницкое шоссеМитиноВолоколамскаяМякининоСтрогиноКрылатскоеМолодёжнаяКунцевскаяКунцевскаяСлавянский бульварПарк ПобедыПарк ПобедыКиевскаяКиевскаяКиевскаяСмоленскаяАрбатскаяПл. РеволюцииКурскаяКурскаяБауманскаяЭлектрозаводскаяСемёновскаяПартизанскаяИзмайловскаяПервомайскаяЩёлковскаяПионерскаяФилёвский паркБагратионовскаяФилиКутузовскаяКутузовскаяСтуденческаяМеждународнаяВыставочнаяСмоленскаяАрбатскаяАлександровский садНовокосиноНовогиреевоПеровоШоссе ЭнтузиастовШоссе ЭнтузиастовАвиамоторнаяПлощадь ИльичаМарксистскаяПетровский паркЦСКАХорошёвскаяДеловой центрМинскаяЛомоносовский проспектРаменкиКаховскаяВаршавскаяДобрынинскаяКраснопресненскаяРостокиноБелокаменнаяЛокомотивИзмайловоСоколинаяГораАндроновкаНижегородскаяНовохохловскаяУгрешскаяЗИЛВерхниеКотлыКрымскаяПл. ГагаринаЛужникиДеловой центрШелепихаШелепихаХорошёвоЗоргеПанфиловскаяСтрешневоБалтийскаяКоптевоЛихоборыОкружнаяОкружная //document.documentElement.scrollTop = 2000;

russianmetro.ru

Создание напольной навигации в Московском метрополитене

Рассказывает Людвиг Быстроновский.

В конце 2013 года в Москве был объявлен конкурс на разработку дизайна, производство и размещение напольных указателей столичной подземки. Специалисты нашего НИИ решили, что надо участвовать. На конкурс Студия Артемия Лебедева шла вместе с партнерами-производственниками: с нас в проекте — дизайн напольной навигации, с партнеров — изготовление и размещение указателей.

Работа оказалась интеллектуально насыщенной. Если вы видите на станции перед закрытием странно возбужденных людей с полотнами цветной пленки, то это наверняка Костя, Марк, я, Сережа или Егор.

Каждому на проекте есть о чем рассказать. Костя рассказывает про то, чем стрелочка-галочка лучше стрелочки-палочки, и про то, где на станциях тайные пространства и что в них внутри. Сережа — про то, почему стрелки вообще не нужны. Марк — почему оптимально делать круглый знак в напольной навигации размером с дорожный. Егор распускает слухи, что менеджеры обещали за каждый день работы выставлять ему «Гиннесс». Менеджеры говорят, что это он сам придумал.

Я попробую рассказать про дизайн и про нескучное. Трансляция про схему метро научила: главное в ведении прямого эфира — расставить параграфы, а то потом хрен найдешь, что где было. Соответственно, сейчас начинается первый параграф.

Дизайн напольной навигации начался с того, что надо было выполнить конкурсное задание:

«В составе заявки предоставляется концепция дизайн-проектов размещения элементов напольной графики (в виде эскизов и предварительных схем нанесения элементов) на станциях: Александровский сад, Арбатская (Арбатско-Покровская линия) Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Киевская (Арбатско-Покровская линия), Киевская (Филевская линия), Киевская (Кольцевая линия), Китай-город (Таганско-Краснопресненская линия), Китай-город (Калужско-Рижская линия), Комсомольская (Кольцевая линия), Комсомольская (Сокольническая линия)».

Вот чем характерны узлы первой очереди из конкурсной заявки: на «Комсомольских» — три вокзала, им нужны свои отдельные указатели.

«Китай-город» — кросс-платформенный, симметрично организованный (это плохо для пассажира, ориентироваться не по чему) узел с тремя выходами с каждой платформы, обе станции на неопытный взгляд различаются незначительно.

«Библиотека...» — узел из четырех станций, есть проходные (с одной станции на другую надо попадать через третью), есть «Александровский сад» с раздвоенной веткой (часть поездов уходит до «Международной», часть — до «Кунцевской»).

«Киевские» — станции с запутанными переходами, три одинаковых названия в пределах одного узла, одна из линий разветвлена.

Эскизы надо было сдать через три недели (включающие самые веселые «рашн-стайл-вдыхай-выдыхай» недели года: Великую предновогоднюю запару и Великое январское вымирание). Решили приступить в выдыхай-неделю, пятого января с утра, и сделать концепт бодрячком за девять рабочих дней. Тем более что основная работа на этом проекте — думать головой и смотреть глазами.

В общем, до пятого числа мы успели только позвать на проект дизайнера Костю Коновалова (того самого, который http://ckonovalov.livejournal.com/99653.html — зырьте, кто еще не) и купить лазерный дальномер.

Лирическое отступление про лазерный дальномер

Лазерный дальномер — это такая штука с лучом. Наводишь луч во-о-о-он на тот столб, жмешь на кнопку, дальномер тебе говорит: «10,7 м до цели». Или 18,4 — как повезет. Он это делает с помощью красной точки, как у снайпера на винтовке.

Так вот, оказалось, что лично я, например, не очень хорошо представляю, как устроен окружающий меня мир в метрах. Там, где мне мнятся 23 метра, обычно оказывается 15. Погрешность — чудовищная, на треть ошибиться для меня — норма. Я пошел тогда приставать к людям вокруг — оказалось, что не я один такой, практически все совершенно не представляют себе, сколько на самом деле метров до столба. До двери. До конца коридора. В голове у всех — сплошное вранье и приписки. После нескольких дней хождения с дальномером и постоянного прицеливания глазомер становится поближе к истине, но зато батарейки жрутся с лошадиной скоростью.

Я считаю, для дизайнера хорошо развитый глазомер — полезный навык. Можно, например, облокотившись на барную стойку и позвякивая «Белым русским», мужественно так процедить: «До двери всего 11,3 м». И потом достать дальномер из нагрудного кармана клетчатой теплой рубахи и показать, что действительно не ошибся. Хотя нет, лучше не надо, плохой совет, забудьте. Просто пейте.

Конец лиротступления.

Итак, мы встречаем пятое января с кофейком близ «Пушкинской», читаем ТЗ. Конечно, можно было сделать эскизы-концепты и не по ТЗ, но мы почему-то решили, что концепт в заявке должен сразу решать конкурсные задачи.

ТЗ ниже (кликабельно).

Вот станции, на которых в итоге должна будет появиться навигация:

Система обозначений: бриллиантовый узел «Пушкинской» — то, где есть напольная навигация сейчас (установлена в рамках пилотного проекта Дептранса в 2013 году), фиолетовые круги — затронутые объекты госохраны, красные треугольники — объекты культурного наследия Москвы. Все изменения на таких станциях нужно согласовывать с Департаментом культурного наследия. Это минус сроки, а сроки у проекта очень сжатые, это госконтракт, и в нем хрен опоздаешь.

Примерные схемы станций лежат в интернете — бери и печатай. Надо спуститься с планом в метро и отметить, где висят указатели.

Костя отмечает, какие надписи с каких сторон на каких подвесных указателях видны.

Оказалось, естественно, что все схемы в интернете неточны — видно, что их рисовали ребята без лазерного дальномера. И вообще делали это дома по памяти. По памяти чуваков, которые им рассказывали о том, как там все устроено. Как там все устроено было примерно во времена их молодости, еще до войны, когда схемы станций не были уничтожены перед броском фашистов к Москве. На одной из «Киевских», например, на общедоступной интернет-схеме платформа нарисована короче на пять вагонов. Пять вагонов — это погрешность в полсостава, если что.

Стало понятно, что однажды мы столкнемся с необходимостью делать свои схемы или найти Схемохранилище судьбы. На этом этапе не особо горит, изготовление эскизов не требует хирургической точности.

Нафоткали станций (тут, естественно, только небольшая часть).

Старались все, что только есть полезного, зафиксировать. Жгун, например, заснял пассажирку, которая перемещается так, что четыре раза попадает в один кадр.

Для фоточек завели папочек.

Поковырялись в студийном «Мозгу» и посмотрели еще, что у дизайнеров было.

Навскидку из сусеков, первое попавшееся — наклейка с планом станции. Это попытка показать, куда пойдут поезда с платформы. Спустимся с лестницы и пойдем вперед — уедем в центр. Спустимся и пойдем назад — уедем из центра.

Каждый день одна и та же девушка выходит на платформу, дизайнер рисует с нее джипег. Смешная шестерко-девяточная проблема в одном из кругов.

Показываем, куда нас увезет эскалатор, прямо издалека.

Линии и круги на полу. Прикольно то, что они без направления движения врут — можно на зеленую идти как от нас, так и к нам.

Стрелки-круги. Их лоббисты еще попьют нам мозг вдосталь в ходе проекта:

И еще — рацпредложение с 2006 года пылится:

И еще — недавнее:

Ну и самое важное, конечно, ради чего всего все и затевалось:

В студийном «Мозгу» еще триста идей по теме, разной степени безбашенности. Главное в нем всегда — не залипнуть и двигаться вперед.

Есть у задачи и важные ограничения, наметим их.

Конечно, не хочется портить архитектуру. В мире есть много примеров того, как станции метро начинают выглядеть перегруженными с появлением хаотично сбацанной навигации. Собственно, основная соль проекта для дизайнеров — сделать так, чтобы табличек было необходимое и достаточное количество и чтобы в красивейшем метрополитене мира не случился внезапно Черкизовский рынок. Кто же еще бережно отнесется к наследию предков, если не мы?

Так что перед тем как взять болгарку и идти пилить пол, надо хорошо подумать головой. О, что? Болгарку?

Про болгарку

Напольная навигация — это ведь не наклейки будут. Наклейки уже вешали на узле «Чеховская» — «Пушкинская» — «Тверская», они спустя несколько месяцев эксплуатации выглядят, как вот на фоточке слева — нищета куртизанок. А Дептрансу надо, чтобы наклейка выглядела через эти же несколько месяцев примерно так, как вот на фоточке справа, причем без геморроя с постоянной переклейкой.

С 2013 года на пушкинском узле, на полу, есть напольные таблички — разных материалов, размеров и пр. Одна из них отличается особой стойкостью. Не стирается, не портит цвет — то что надо.

Потому что это не наклейка, она сделана из крашеного в массе полимербетона, каждая буква — отдельная форма; как я понял, для каждой буквы делается белая отдельная бетонина, затем все бетонины наклеиваются на основу, и все заливается бетоном цвета фона. Получается тяжелая такая навигационная плита-табличка, под нее в полу вырезается дырка, гранит вынули, табличку вставили. Плита стирается вместе с гранитом, служит много лет.

Мы шли на конкурс вместе с производственным партнером, и это значит, что надо было готовиться к использованию этой технологии. Ну то есть, что не стоит рассчитывать на нарезание в полу дыр направо-налево; табличек должно быть не больше, чем нужно. Невозможно переклеивание — надо тщательно примериваться. «Поменять табличку» значит вырезать болгаркой и вынуть старую, отлить в бетоне новую, перемонтировать. Вокруг таблички будет технический кантик замазки. Нужно учитывать конкретные стыки конкретных плит — понадобятся точные указания мест, и гранит при монтаже не должен откалываться. Может быть, понадобится ездить на монтаж. Короче, много геморроя.

К ограничениям мы еще вернемся, их в проекте будет навалом.

Важно, конечно, еще понять главное — зачем вообще нужна напольная навигация. Есть ощущение, что при хорошо спроектированной подвесной можно свести напольную к минимуму. Вопрос в том, какой план зреет в недрах Дептранса на тему подвесных табличек. Очевидно, что во время январских каникул даже задать вопрос некому, да пока и не нужно.

На заявочный период будем для простоты исходить из того, что верхняя навигация какое-то время останется такой, как сейчас, — стихийным гибридом нескольких систем, неочевидным и запутанным. К уточнению этого вопроса мы вернемся позже (мы убили на него пару дней жарких споров), а сейчас — йухха, расчехляем идеемёт и начинаем генерить.

Лирическое отступление про силу искусства

Главное в идее что? Сначала проверить ее на жизнеспособность и потом хорошо подать.

Вот, есть у нас, к примеру, идея о том, что надо перспективно искажать таблички — так их лучше видно с высоты роста. Издалека правую табличку будет видно гораздо лучше левой (это хорошо знают автомобилисты).

Предлагаю читателю сравнить подачу одного и того же материала в разных Вселенных.

Вот Вселенная Проектирования — первая на нашем пути, мир джипегов-подделок.

Вот как обычную табличку видно издалека:

А это — искаженная. Эффект особенно сильно работает при маленьких углах обзора, то бишь с расстояния метров десяти.

Вселенная Модельного Прототипирования — мир распечаточек, примерочек, макетов из говна и палок.

Егор не молится на конверсы, как можно подумать, а эмулирует взгляд издалека на гигантскую табличку — плоттер сломался.

Затем приближается Вселенная Реального Прототипирования — мир, в котором плоттер у вас еще не починился (каникулы же), зато у вас есть скотч.

А еще во Вселенной Реального Прототипирования и полицейские реальные, и они должны будут гонять вас со станции, и у вас будет пара минут на примерку. Прибежали, положили, щелкнули, собрали, убежали. (Дежурные у эскалатора в среднем через пару минут уже вызывают к непонятной движухе в центре станции патруль по громкой связи).

Это мы смотрим с близкого расстояния. Чем дальше, тем сильнее ощущается эффект — красная табличка читается лучше.

Наверное, это потому, что она краснее и больше (на самом деле нет).

И наконец, после всех примерок идея переселяется во Вселенную Иллюстрации — мир, в котором уже бывает все. Например, Бенедикткамбербатч с подачи Егора как бы объясняет про углы, катеты и все такое.

В общем, фоточки и тесты — это правильно, а картинки и комиксы — это прикольно, да и пенты не гоняют.

Конец лиротступления и, по совместительству, конец первой части.

Впереди нас ждут попытка понять, какова вообще роль напольной навигации в этом холодном равнодушном мире, резкий поворот дизайн-задачи, оформители-гопы, неравнодушные пассажиры, горы скотча и распечаток. И медведь.

www.artlebedev.ru