НОВОСТИ

Обзор-тестирование Garmin Dakota. Навигатор dakota 20 garmin


Обзор-тестирование Garmin Dakota

Garmin Oregon 300 (слева) и Garmin Dakota 20

После смелого эксперимента под названием Colorado и его удачного продолжения – проекта Oregon, компания Garmin порадовала любителей GPS новым портативным навигатором. К тому времени, как Dakota попала ко мне в руки, в сети была информация от производителя и первые отзывы владельцев. Однако среди поверхностных обзоров не было почти ничего, что могло бы претендовать на заслуживающий доверия тест. Что же сегодня выбрать новичку, который хочет приобщиться к увлекательному миру GPS-навигации? Испытанную временем, надежную "шестидесятку"? Компактный походный вариант в лице Legend HCx или Vista HCx? Функциональный и удобный Oregon с тачскрином? А может, последовать совету продавца и купить новинку – Garmin Dakota?

Давайте рассмотрим Garmin Dakota 20 с точки зрения путешественника и просто любителя активного отдыха на природе.

Комплектация

Коробка, которая легла мне на стол, удивила небольшими размерами. Внутри поместились:

  • навигатор Garmin Dakota 20,
  • длинный шнурок,
  • CD с руководством пользователя,
  • USB-кабель для подключения GPS к компьютеру,
  • краткое руководство пользователя на русском и еще на пяти языках,
  • гарантийный талон + несколько бумажек.
Слева направо: Vista HCx, Dakota 20 и 60CSx

Гламурного карабинчика, как в комплектах Colorado и Oregon, нет. Компакт-диск или карточка microSD с программами/картами тоже отсутствуют. Компания "Навиком", предоставившая Дакоту на тестирование, записала во внутреннюю память прибора карты "Дороги России. РФ. ТОПО 6.03".

Компания Garmin публикует на своем сайте garmin.com свежие версии прошивок. Я получил на тестирование Dakota с версией программы 2.10 и обновил ее до 2.40.

Функциональность

Наши старые знакомые: универсальный Garmin 60CSx, верхняя модель в "походной" линейке Garmin Vista HCx и непосредственный предшественник Дакоты с "тачскрином" – Garmin Oregon.

  Vista HCx 60CSx Oregon 300 Dakota 20
Размеры (длина x ширина x толщина, см) 10.7 x 5.6 x 3.0 15.5 x 6.1 x 3.3 11.4 x 5.8 x 3.5 10 x 5.5 x 3.3
Дисплей TFT
Размеры дисплея, см 3.3 x 4.3 3.8 x 5.6 3.8 x 6.3 3.6 x 5.5
Разрешение дисплея, пикселы 176 x 220 160 x 240 240 x 400 160 x 240
Управление (кроме кнопок) джойстик ("Rocker") четырехпозиционная клавиша сенсорный дисплей
Поддерживаемые карты векторные Garmin векторные Garmin, растровые Garmin Custom Maps
Память карточка microSD внутренняя + карточка microSD
Маршрутных точек 1000
Маршрутов 50
Емкость путевого журнала 10000 точек, 20 треков 10000 точек, 200 треков
Электронный компас есть, двухосный есть, трехосный
Барометрический альтиметр есть
Разъем для внешней антенны нет есть нет
Разъем для связи с компьютером USB USB и Garmin USB
Влагозащищенность IPX7

Плавает в воде

нет
Элементы питания АА (2 шт.)
Максимальное время работы от батарей, ч 25 18 16 20
Вес (с батареями), г 156 213 192.7 148.8

(Официальные данные с сайта garmin.com. Растровые карты Garmin Custom Maps поддерживаются в навигаторах Oregon и Dakota со свежими прошивками).

Моя Dakota 20 похвасталась 939 Мб встроенной памяти (производитель заявляет 850 Мб). Приятный сюрприз.

Младшая модель Dakota 10 лишена слота microSD, встроенного компаса, барометрического альтиметра и способности передавать GPS-данные другим навигаторам по беспроводному интерфейсу.

Внешний вид, конструкция, эргономика

Вид сзади (крышка снята)

"Дорогая, я уменьшил Oregon!" Автор одной из статей, посвященных Garmin Dakota, пародирует название известного семейного фильма. И то верно: Dakota по сравнению с Oregon – этакая сестричка-невеличка. Ощутимо легче "старшего братца", превосходно лежит в руке (как в мужской, так и в женской). 60CSx с его носорожьей антенной и рядом кнопок смотрится солидно, авторитетно и... немного архаично. А бывалые походники, стойкие фанаты туристской серии eTrex, наконец, узрят конкурента: размеры их любимцев и Dakota практически одинаковы.

Всю лицевую панель Dakota занимает сенсорный экран. Сбоку, под большим пальцем правой руки, находится единственная кнопка. Она выполняет две функции: главную (включение/отключение) и дополнительную (изменение уровня подсветки или захват экрана, смотря как настроить). Мне нравится этот минимализм. Думаю, пользователь-новичок тоже будет рад: не нужно путаться в маленьких кнопочках с иностранными надписями (или вовсе без них).

Крышка батарейного отсека

Расцветка Dakota и Oregon неброская, хотя в целом Oregon выглядит элегантнее – возможно, из-за кокетливой волнистой полоски по периметру, имеющей медно-металлический оттенок. Черный пластик у Dakota по тактильным ощущениям прорезиненный. Навигатор практически не скользит в руке и по наклонной влажной поверхности. Серый пластик, обрамляющий экран, весьма жесткий. Я рискнул (да простит меня добрая фирма, предоставившая Dakota на тестирование) чиркнуть ребром навигатора по крашеной металлической поверхности. Частицы краски с металла остались на приборе. Смахнув их, я не заметил никаких царапин. Высокие бортики предназначены для защиты тачскрина от случайных повреждений (например, когда навигатор ненароком кладут на шершавую поверхность "лицом вниз"). Должен признаться, что когда я слышу очередной вопрос будущего владельца GPS насчет "прочности прибора", то обычно представляю себе армейский джип, елозящий по навигатору пудовыми "гудричами". Читателям не стоит волноваться. Современные навигаторы – по крайней мере, побывавшие в моих руках модели от Garmin – спокойно переносят мелкие превратности судьбы в городских и полевых условиях. (Это, конечно, не значит, что навигатор можно без последствий колотить об острые камни).

Порт USB находится в верхней задней части навигатора, как у eTrex. Порт защищен сурового вида резиновой заглушкой, не отделяемой от корпуса (не потеряется).

Слева: верхняя часть навигатора (разъем USB). Справа: нижняя часть (крепление для ремешка)

В нижней части Dakota осталось крепление для ремешка. Это важный элемент – страховка от падения на землю, камни, в воду, в снег. Размеры крепления по сравнению с другими моделями увеличились. При желании можно подвесить навигатор не на шнурок из комплекта, а на узкую стропу.

На крышке Dakota видны пазы для фирменного крепления Garmin (с карабинчиком). Такой аксессуар входит в стандартную поставку Colorado и Oregon, а тут его нет. Впрочем, я так и не нашел ему достойного применения в пеших маршрутах. (А вот любителям велосипеда нужно задуматься о покупке крепления на руль). Garmin продолжает экспериментировать с защелками задней крышки. У Dakota она тугая, но удобная. Снятая задняя крышка непривычной "рогатой" формы. Изоляцию от воды обеспечивает резинка по периметру батарейного отсека, к ней крышка прижимается пластиковым бортиком. Под батарейками находится обычный слот microSD. (Я успешно использовал разные карточки вплоть до SDHC 4Гб class 4; большего объема под рукой не оказалось).

Экран

На экскурсии в зубропитомнике (Приокско-террасный биосферный заповедник)

Владельцы GPS любят сравнивать экраны Oregon и Dakota. Первый выигрывает в размерах и разрешении, а значит, на экране Oregon картинка более гладкая, да и просто влезает больше полезных данных. Это так. Но я бы не стал сходу причислять Dakota к бедным родственницам. В конце концов, по размерам и разрешению экран Dakota лишь чуть-чуть уступает экрану Garmin 60CSx, недавнего лидера в семействе навигаторов Garmin. А это весьма приличный экран, снискавший уважение многих любителей GPS-навигации. По моим ощущениям, работать с меню, компасом и картами в Dakota можно вполне комфортно.

Один из владельцев Oregon заметил, что сенсорный экран хорошо пригоден для ввода точек: "Но часто ли перед походом надо вводить множество точек вручную?" Может, не часто. Однако на маршруте нам то и дело приходится создавать точку и давать ей название. И тут сенсорный экран действительно удобен. Да и вводить координаты, щелкая кончиками пальцев по экрану, проще и быстрее, чем прокручивать алфавит с помощью кнопок или метаться по хитрой таблице, дергая туда-сюда маленький джойстик. Почти все, что я говорил о тачскрине в обзоре Garmin Oregon, справедливо для Dakota. Если коротко – эргономика на высоте.

Геокешерский тайник найден!

А вот с яркостью не все так хорошо. Тачскрины последних моделей Garmin, к сожалению, пока уступают трансрефлективным экранам прежних навигаторов. Здесь экран 60CSx уверенно держит лидерство, да и eTrex'ы неплохи. Как ведут себя Dakota и Oregon? При минимальной (читай – отключенной) подсветке Oregon практически слепнет, Dakota худо-бедно позволяет ориентироваться. Среднего уровня подсветки "старшему братцу" все-таки не хватает, а картинки на экране Dakota уже не напрягают зрение. Если же "вкрутить" виртуальную лампочку до упора, Oregon оживает, и его экран становится заметно ярче, чем у Dakota. Если сильно упростить, вывод из этих наблюдений такой: у Dakota лучше экран, у Oregon сильнее подсветка. (Легко догадаться, кто из них окажется победителем в тесте на энергопотребление).

Есть блокировка экрана от случайных нажатий, что весьма полезно. При выключении и включении прибора подсветка возвращается на прежний уровень. Таймаут подсветки можно изменить в настройках (минимум 15 секунд).

В Oregon фоны страниц были выполнены в виде картинок (колосья пшеницы, капли дождя, следы автомобильных покрышек и прочая трогательная живопись). Dakota предлагает выбор из нескольких вариантов цветной градиентной заливки. С одной стороны, это неплохо: спокойный, почти однотонный фон не пестрит, не скрадывает детали, выглядит солидно. С другой стороны, в Oregon можно было закачать с компьютера собственную картинку (для повышения контрастности я предлагал читателям обычный белый прямоугольник под размер экрана). Dakota этой возможности лишена.

Меню и настройки

Меню

Здесь нас не ждут никакие сюрпризы. Меню Dakota такое же, как меню Oregon: крупные четкие значки в стиле Windows, удобные, интуитивно понятные. Пункты меню можно отключить, тогда они не будут выводиться на экран. К сожалению, меню в Dakota по-прежнему не закольцовано: добравшись до конца, нужно проматывать его назад, чтобы попасть в начало.

Щелчок по кнопке выводит соответствующую страницу: "Карта", "Компас", "Счетчик движения" (данные о маршруте), "Куда?" (при движении в заданном направлении), и так далее. Есть настраиваемые пользовательские профили. При нажатии на "гребенку" спутникового сигнала появляется страница "Прием спутников". У Dakota нет встроенного просмотра картинок, но так ли эта функция необходима в GPS-навигаторе? Помимо меню, владелец GPS может настроить страницу "Счетчика движения", наполняя маленькие окошки нужной информацией по своему вкусу: время, высота, координаты, направление, расстояние до следующей точки, скорость и так далее – до десяти окошек. Помимо стандартных раскладок с картинками (пешеход, автомобиль, геокешинг) есть варианты "Счетчика движения" без всякого графического оформления – удобно для тех, кто ценит полезную информацию в чистом виде. Вот только быстро сбросить показания одометра по-прежнему не получается, нужно отправляться на страницу настроек; ну да будем надеяться, что производитель это со временем поправит.

После первого включения навигатор сразу предложил общаться по-русски. Кому не повезло, может выбрать язык в меню. Приятно, что некоторые явные ошибки перевода исправлены. Например, "On" правильно переводится как "Вкл." (а не "На", как в Oregon). При подключении GPS к компьютеру или потере спутникового сигнала владелец видит русский, а не английский текст. Но секундомер по-прежнему считает не секунды, а время суток. Некоторые пункты меню (например, Sight'n'Go) выполнены на английском. Переводчикам есть над чем поработать. Впрочем, можно попробовать исправить ошибки самому и вообще подстроить язык навигатора под собственные предпочтения. Файл локализации имеет текстовый формат и находится в основной памяти прибора в папке /Garmin/Text.

Прием сигнала

Прием сигнала

Насколько мне известно, в основе Garmin Dakota лежит чипсет STMicroelectronics Cartesio. Компания Garmin не акцентирует внимание на чипсетах, ограничиваясь словами "высокочувствительный приемник". Главное, чтобы GPS-навигатор обладал хорошей чувствительностью и не оставил вас без поддержки в густом лесу или в зоне плотной городской застройки.

На маршруте Dakota демонстрирует уверенный прием. Конечно, чудес ждать не нужно: если спрятать навигатор в сумку под сиденьем автобуса, затолкать на дно рюкзака или что-то еще в этом роде, раздастся обиженный писк – сигнал потери спутников.

Мы усложнили задачу и привезли Oregon и Dakota в офис в самом центре Москвы. Старое здание с толстыми стенами. Окна кабинета выходят в тесный переулок, напротив – модный кинотеатр в несколько этажей. Мы положили навигаторы бок о бок на подоконник и включили их. Чистого неба в переулке было совсем мало, но приборы старались изо всех сил. Через несколько минут и тот, и другой "зацепились" за пять спутников. Погрешность составила примерно 20 метров. Наша парочка, если судить по треку, отправилась в кино на дневной сеанс. Мы прощаем им эту небольшую ошибку: условия навигации были действительно скверными.

В кабине дрезины-мотовоза с Garmin Dakota

Как насчет экзотического путешествия? Вместе с Dakota мы отправились по старой железной дороге, проложенной через дремучие леса Костромской и Вологодской областей. Причудливая дрезина-мотовоз отважно пробивалась через пелену тумана и мокрого снега. Хмурый ноябрьский лес плотно сжимал на с обеих сторон, а крошка Dakota непрерывно рисовала на своем экране трек нашего путешествия. Он точно ложился на карту, где было обозначено полотно железной дороги.

Мне довелось наблюдать за работой прибора под крышей ночного автобуса, который мчался на большой скорости по заснеженному лесу. Мы опробовали навигатор в разных помещениях – от бетонной московской девятиэтажки до деревенской избы. Dakota проявила себя молодцом.

Чисто практические задачи поиска геокешерских тайников решались без сучка и задоринки. Навигатор уверенно приводил нас к закладкам, показывая точность не худшую, чем его предшественники-"кладоискатели".

По рельсам

Работа с картой

Моя Dakota была укомплектована картой "Дороги России. Топо 6.03" от Навиком, загруженной в основную память прибора. Я уже имел дело с этой картой в маленьких подмосковных вылазках, а теперь сумел оценить ее в глухих костромских лесах. Конечно, забравшись так далеко от цивилизации, я не ждал изысков вроде горизонталей высот или точных границ лесных массивов. Но мне понравилось, как отрисована гидрография. Проезжая на дрезине тот или иной мост, я свешивался с борта мотовоза, чтобы убедиться – да, это действительно занесенная снегом речка, и вот она, синяя жилка на электронной карте.

Масштабирование карты, ее прокрутка, создание новой точки происходят в точности, как у Garmin Oregon. Легко и комфортно. Правда, нужна некоторая сноровка. Я давал Dakota нескольким людям, не имевшим опыта с тачскрином GPS. Все они совершали одну и ту же ошибку: слишком резко нажимали кончиком пальца на карту. Немедленно возникала красная булавка, "пришпиливая" карту, а местность тем временем (пока двигался поезд или ехала машина) сползала за границу экрана. Избавиться от булавки можно, только закрыв и снова открыв карту (неудобно).

Ладно, давайте попробуем сами загрузить в навигатор какую-нибудь векторную карту. "Дороги России" охватывают много регионов, но путешественник часто нуждается в детальной карте какого-нибудь конкретного, ограниченного малой площадью и, возможно, очень далекого района, куда забросила его судьба. Сегодня в интернете можно найти бесплатные карты популярных туристских районов, подготовленные энтузиастами: Хибины, Саяны, некоторые части Крыма и др.

По асфальту

Находим нужный файл .img, скачиваем, подключаем Dakota к компьютеру с помощью комплектного кабеля USB и... вот оно, отличие от Oregon. В новом навигаторе не поддерживаются Garmin Spanner и протокол NMEA. Подключите Dakota к компьютеру, и навигатор сразу превратится в "съемный диск". Обмен данными – в обычном файловом менеджере без установки каких-либо дополнительных драйверов. По идее, это должно упростить жизнь пользователям. Как здорово: просто скопировать файл .img на microSD и начать пользоваться электронной картой!

Увы, навигатор не видит мой файл .img, записанный хоть в память прибора, хоть на microSD. Руководство пользователя на компакт-диске обходит этот вопрос стороной. Авторы ссылаются на программу MapSource, которой нет в комплекте поставки. А скачать MapSource с официального сайта нельзя: как сказано на garmin.com, эта программа поставляется только на дисках с картами.

Я все-таки сумел загрузить карту в Dakota: "пропустил" файл .img через бесплатную утилиту GmapTool, назвал "выходной" файл-контейнер именем gmapsupp.img и поместил его в папку /Garmin на карточке microSD. В меню навигатора карта обрела имя "GmapTool All". По крайней мере, она была видна. Dakota не опознала карту с "родным" названием файла (в отличие от Oregon с последней прошивкой).

Что касается точек и треков, то в Dakota все осталось таким же, как в Oregon. Новое слово Garmin – это поддержка в обоих навигаторах растровых карт (при условии установки свежих прошивок). Компания называет такие карты Garmin Custom Maps.

Пешком

Еще недавно продвинутый путешественник, готовя маршрут, усаживался между двух стульев. С одной стороны – ворох ценной картографической информации на бумаге и в компьютере (в растровом виде). С другой стороны – GPS-навигатор, удобный прибор для ориентирования. Который, к сожалению, не понимает "обычные" карты, а требует векторные, да еще в своем особом формате. Интернет наполнился каверзными инструкциями по самостоятельному изготовлению и привязке карт. Это были попытки состыковывать два полезных инструмента. И вот – долгожданное: в GPS-навигатор можно закачать растровую карту.

Я взял фрагмент обычной километровки Московской области (растр, JPEG без прогрессии). Эту карту я наложил на соответствующий район области в программе Google Earth, а затем мышкой подогнал к основе-космоснимку по заметным ориентирам: населенным пунктам, характерным изломам дорог и др. Получился файл .kmz, который я сохранил на компьютере и записал в навигатор на microSD в папку /Garmin/CustomMaps. Включил Dakota, открыл карту, увидел привычные уже "Дороги России", но теперь дополненные новой информацией. Сегодня в сети достаточно подробных материалов о том, как разными способами загружать растровые карты в навигаторы Garmin, так что не будем повторяться.

Компания Garmin сделала огромный шаг вперед, обеспечив поддержку растровых карт в своих новых приборах. Любители дальних странствий здорово выиграли от этого. Потускнел главный аргумент скептиков ("для нашей страны создано слишком мало хороших векторных карт"), а значит, интерес к GPS-навигации среди туристов и геокешеров будет расти.

С растровой картой

Мы ждем, что производитель уделит больше внимание инструкциям и советам для начинающих пользователей GPS-навигаторов. В обзоре Garmin Oregon я подробно рассказывал, как должны называться файлы и папки, какие специальные программы нужно использовать, чтобы навигатор "увидел" вашу карту. На мой взгляд, для прибора с дружелюбным интерфейсом и простым подключением к компьютеру вопрос о подготовке и копировании электронных карт должен быть проработан "на отлично".

Энергопотребление

Как известно, в этом тесте уверенно лидируют представители "походного" семейства eTrex. Иные умудряются прожить больше 25 часов при работе средней интенсивности на одном комплекте обычных щелочных батареек. Конечно, Dakota с ее сенсорным экраном не может тягаться с eTrex'ами. Но производитель говорит, что предел Dakota – 20 часов, это неплохо (во всяком случае, лучше, чем у Oregon). Проверим.

По традиции "батареечный" тест прошел в условиях, близких к походным. Подсветка была установлена в максимальное значение, встроенный компас отключен, загружена карта "Дороги России. Топо". Я постоянно записывал трек, иногда листал карту, ориентировался по точкам и отмечал в навигаторе интересные места. Использовались AA-батарейки Sony Stamina Plus – такие же, как в предыдущих тестах. Обычные щелочные батарейки, которые можно купить где угодно. Dakota проработала 14.5 часов до полного отключения. Могла бы и дольше, если бы на улице было потеплее, а вместо щелочных батарей я использовал Ni-MH аккумуляторы, которые лучше ведут себя в прохладных условиях. Владельцы Dakota приводят данные о 16-17 часах работы "в поле".

В морозилке

Вода и мороз

Конец 2009 года снова заставил москвичей вспомнить о глобальном потеплении и тосковать по хрустящему снегу и яркому солнцу. Провести настоящий "морозный тест" в естественных условиях не удалось, и я воспользовался обычным холодильником. Dakota была включена и аккуратно уложена ровно на один час в морозильное отделение среди рыбных палочек и брюссельской капусты. Температура -15 градусов не стала для навигатора проблемой – он продолжал работать. Меню и карта пролистывались без притормаживаний.

"Легкий минус", который нам удалось захватить во время краткого путешествия по русскому северу, а также мокрый снег и дождь никак не повлияли на прибор.

В аквариуме

Такие детские приключения, как падение в лужу, навигаторы Garmin выдерживают совершенно спокойно. По заверениям производителя, Dakota, подобно предшественникам, способна пережить погружение на глубину 1 м в течение 30 минут (стандарт IPX7). Я опустил навигатор на дно 60-литрового аквариума с растениями и рыбками. Dakota пролежала там полчаса, и снова все оказалось в порядке. Влага не проникла ни в батарейный отсек, ни под заглушку USB-порта.

Прочее

Есть встроенный компас, теперь он трехосный. Проще говоря, на маршруте необязательно выравнивать навигатор горизонтально. Компас можно отключить (в меню), но при выключении и включении навигатора эта настройка сбрасывается, и компас включается автоматически.

Список тайников

Меня как-то упрекнули, что я мало уделяю внимания геокешерским возможностям современных навигаторов Garmin. И правда, почему? Ведь геокешинг – это не только оранжевый сундучок в списке картинок, но и возможность хранить и отображать на экране информацию о тайниках. У американских авторов даже появилось название: paperless geocaching, буквально – "геокешинг без бумаг". Не нужно озираться "где шеф?" и втихаря нагружать офисный принтер распечаткой описаний тайников. Их можно "залить" с компьютера прямо в прибор в формате .gpx.

Но специфика крупнейшего, американского сайта geocaching.com – большая плотность тайников, коротенькие описания, малое число иллюстраций и высокая результативность поиска. В российской игре по-другому. Описание тайника может занимать несколько страниц, и бывает трудно найти закладку на местности без крупной фотографии. Поэтому распечатка часто полезна и даже необходима. Впрочем, как бы то ни было, тайники можно загружать в Dakota, и это плюс.

Еще одна интересная функция – беспроводной интерфейс. Он пригодится, если точку, трек или тайник нужно быстро передать с одного навигатора на другой. Такую ситуацию легко представить в большой группе туристов или геокешеров: один путешественник вносит в свой прибор координаты точки, а затем передает ее остальным. (Этой способностью обладают только последние модели Garmin – Colorado, Oregon и Dakota). Никакие руководства не требуются, действия просты и понятны. Мы легко передавали-принимали точки и тайники. Правда, при отправке информации о тайнике с Oregon на Dakota мы почему-то "теряли" описание тайника; этому факту объяснение найти пока не удалось. В обратном направлении все прошло гладко.

Тайник

Сев в машину, мы проехали с Dakota по Москве, выбрались за ее пределы, достигли границы области, покрутились по второстепенным дорожкам. Подходит ли Dakota для автомобильного ориентирования? Что ж, это лучше, чем eTrex – благодаря тачскрину. И, конечно, Dakota поддерживает карты с маршрутизацией. Навигатор попискивает, помогая водителю ориентироваться в изломах сиреневой маршрутной линии на экране. Но сам экран чересчур маленький для комфортного самостоятельного ориентирования. Сейчас я использую для автонавигации коммуникатор с диагональю экрана побольше, чем у Dakota, и рабочего пространства на экране заметно не хватает. Dakota хороша, если вы больше цените активный отдых и меньше часов проводите за рулем. Или если рядом с вами на пассажирском сиденье – симпатичная помощница-штурман.

Один из пользователей спросил меня, что значит пункт меню "Sight'n'go". Такая функция появилась в Oregon, есть она и в Dakota. На русский язык можно перевести как "На глазок". Вам нужно идти в направлении во-о-он той вышки сотовой связи, но плотный лес и глубокие овраги мешают, не дают постоянно держать вышку в поле зрения. "Прицельтесь" GPS-навигатором, зафиксируйте направление и смело идите вслед за своим электронным помощником. Для более сложной задачи — "пройдите 500 метров по направлению к вышке и сверните на лесную тропинку" — можно в "прицельном" направлении выполнить проекцию точки (ввести расстояние 500 м) и затем включить навигацию на эту точку. "Sight'n'go" – не открытие в ориентировании, но может пригодиться людям, которые имеют лишь самые туманные представления об азимутах.

Беспроводная связь

Выводы

Dakota – младшая сестра Oregon. Это навигатор для путешественников с разумными и умеренными потребностями.

Плюсы:

  • Поддержка растровых карт.
  • Удобный сенсорный экран.
  • Малые размеры, хорошая эргономика.
  • "Встроенная" русификация.
  • Большой объем внутренней памяти + поддержка карточек microSD.
  • Возможность беспроводной связи с навигаторами Garmin некоторых моделей.
  • Встроенный трехосный компас.
  • Простая процедура обмена точками и треками с компьютером.

Минусы:

  • Слабовата подсветка.
  • Нельзя использовать в качестве внешнего GPS-приемника с ноутбуком.
  • Не отточена процедура загрузки карт в навигатор.
  • Для активной работы с насыщенной картой в машине хотелось бы экран чуть больше.
  • Скупое руководство пользователя.
  • В комплекте нет программного обеспечения.

Автор выражает признательность компании Navicom (российскому дистрибьютору Garmin) за предоставленный навигатор Dakota 20. В подготовке статьи к публикации помогали Дмитрий Игнатов (Dimkin), Евген Ширяев (eee), Андрей Туманов (Семья_Тумановых). Фотографии трех навигаторов рядом, геокешерского тайника и Dakota внутри мотовоза – Дмитрий Игнатов.

Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора, с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте.

apox.ru

Обзор-тестирование Garmin Dakota | NEOCACHING

 

Garmin Oregon 300 (слева) и Garmin Dakota 20

После смелого эксперимента под названием Colorado и его удачного продолжения – проекта Oregon, компания Garmin порадовала любителей GPS новым портативным навигатором. К тому времени, как Dakota попала ко мне в руки, в сети была информация от производителя и первые отзывы владельцев. Однако среди поверхностных обзоров не было почти ничего, что могло бы претендовать на заслуживающий доверия тест. Что же сегодня выбрать новичку, который хочет приобщиться к увлекательному миру GPS-навигации? Испытанную временем, надежную "шестидесятку"? Компактный походный вариант в лице Legend HCx или Vista HCx? Функциональный и удобный Oregon с тачскрином? А может, последовать совету продавца и купить новинку – Garmin Dakota?

Давайте рассмотрим Garmin Dakota 20 с точки зрения путешественника и просто любителя активного отдыха на природе.

Комплектация

Коробка, которая легла мне на стол, удивила небольшими размерами. Внутри поместились:

  • навигатор Garmin Dakota 20,
  • длинный шнурок,
  • CD с руководством пользователя,
  • USB-кабель для подключения GPS к компьютеру,
  • краткое руководство пользователя на русском и еще на пяти языках,
  • гарантийный талон + несколько бумажек.
Слева направо: Vista HCx, Dakota 20 и 60CSx

Гламурного карабинчика, как в комплектах Colorado и Oregon, нет. Компакт-диск или карточка microSD с программами/картами тоже отсутствуют. Компания "Навиком", предоставившая Дакоту на тестирование, записала во внутреннюю память прибора карты "Дороги России. РФ. ТОПО 6.03".

Компания Garmin публикует на своем сайте garmin.com свежие версии прошивок. Я получил на тестирование Dakota с версией программы 2.10 и обновил ее до 2.40.

Функциональность

Наши старые знакомые: универсальный Garmin 60CSx, верхняя модель в "походной" линейке Garmin Vista HCx и непосредственный предшественник Дакоты с "тачскрином" – Garmin Oregon.

  Vista HCx 60CSx Oregon 300 Dakota 20
Размеры (длина x ширина x толщина, см) 10.7 x 5.6 x 3.0 15.5 x 6.1 x 3.3 11.4 x 5.8 x 3.5 10 x 5.5 x 3.3
Дисплей TFT
Размеры дисплея, см 3.3 x 4.3 3.8 x 5.6 3.8 x 6.3 3.6 x 5.5
Разрешение дисплея, пикселы 176 x 220 160 x 240 240 x 400 160 x 240
Управление (кроме кнопок) джойстик ("Rocker") четырехпозиционная клавиша сенсорный дисплей
Поддерживаемые карты векторные Garmin векторные Garmin, растровые Garmin Custom Maps
Память карточка microSD внутренняя + карточка microSD
Маршрутных точек 1000
Маршрутов 50
Емкость путевого журнала 10000 точек, 20 треков 10000 точек, 200 треков
Электронный компас есть, двухосный есть, трехосный
Барометрический альтиметр есть
Разъем для внешней антенны нет есть нет
Разъем для связи с компьютером USB USB и Garmin USB
Влагозащищенность IPX7

Плавает в воде

нет
Элементы питания АА (2 шт.)
Максимальное время работы от батарей, ч 25 18 16 20
Вес (с батареями), г 156 213 192.7 148.8

(Официальные данные с сайта garmin.com. Растровые карты Garmin Custom Maps поддерживаются в навигаторах Oregon и Dakota со свежими прошивками).

Моя Dakota 20 похвасталась 939 Мб встроенной памяти (производитель заявляет 850 Мб). Приятный сюрприз.

Младшая модель Dakota 10 лишена слота microSD, встроенного компаса, барометрического альтиметра и способности передавать GPS-данные другим навигаторам по беспроводному интерфейсу.

Внешний вид, конструкция, эргономика

Вид сзади (крышка снята)

"Дорогая, я уменьшил Oregon!" Автор одной из статей, посвященных Garmin Dakota, пародирует название известного семейного фильма. И то верно: Dakota по сравнению с Oregon – этакая сестричка-невеличка. Ощутимо легче "старшего братца", превосходно лежит в руке (как в мужской, так и в женской). 60CSx с его носорожьей антенной и рядом кнопок смотрится солидно, авторитетно и... немного архаично. А бывалые походники, стойкие фанаты туристской серии eTrex, наконец, узрят конкурента: размеры их любимцев и Dakota практически одинаковы.

Всю лицевую панель Dakota занимает сенсорный экран. Сбоку, под большим пальцем правой руки, находится единственная кнопка. Она выполняет две функции: главную (включение/отключение) и дополнительную (изменение уровня подсветки или захват экрана, смотря как настроить). Мне нравится этот минимализм. Думаю, пользователь-новичок тоже будет рад: не нужно путаться в маленьких кнопочках с иностранными надписями (или вовсе без них).

 

Крышка батарейного отсека

Расцветка Dakota и Oregon неброская, хотя в целом Oregon выглядит элегантнее – возможно, из-за кокетливой волнистой полоски по периметру, имеющей медно-металлический оттенок. Черный пластик у Dakota по тактильным ощущениям прорезиненный. Навигатор практически не скользит в руке и по наклонной влажной поверхности. Серый пластик, обрамляющий экран, весьма жесткий. Я рискнул (да простит меня добрая фирма, предоставившая Dakota на тестирование) чиркнуть ребром навигатора по крашеной металлической поверхности. Частицы краски с металла остались на приборе. Смахнув их, я не заметил никаких царапин. Высокие бортики предназначены для защиты тачскрина от случайных повреждений (например, когда навигатор ненароком кладут на шершавую поверхность "лицом вниз"). Должен признаться, что когда я слышу очередной вопрос будущего владельца GPS насчет "прочности прибора", то обычно представляю себе армейский джип, елозящий по навигатору пудовыми "гудричами". Читателям не стоит волноваться. Современные навигаторы – по крайней мере, побывавшие в моих руках модели от Garmin – спокойно переносят мелкие превратности судьбы в городских и полевых условиях. (Это, конечно, не значит, что навигатор можно без последствий колотить об острые камни).

Порт USB находится в верхней задней части навигатора, как у eTrex. Порт защищен сурового вида резиновой заглушкой, не отделяемой от корпуса (не потеряется).

 

Слева: верхняя часть навигатора (разъем USB). Справа: нижняя часть (крепление для ремешка)

В нижней части Dakota осталось крепление для ремешка. Это важный элемент – страховка от падения на землю, камни, в воду, в снег. Размеры крепления по сравнению с другими моделями увеличились. При желании можно подвесить навигатор не на шнурок из комплекта, а на узкую стропу.

На крышке Dakota видны пазы для фирменного крепления Garmin (с карабинчиком). Такой аксессуар входит в стандартную поставку Colorado и Oregon, а тут его нет. Впрочем, я так и не нашел ему достойного применения в пеших маршрутах. (А вот любителям велосипеда нужно задуматься о покупке крепления на руль). Garmin продолжает экспериментировать с защелками задней крышки. У Dakota она тугая, но удобная. Снятая задняя крышка непривычной "рогатой" формы. Изоляцию от воды обеспечивает резинка по периметру батарейного отсека, к ней крышка прижимается пластиковым бортиком. Под батарейками находится обычный слот microSD. (Я успешно использовал разные карточки вплоть до SDHC 4Гб class 4; большего объема под рукой не оказалось).

Экран

На экскурсии в зубропитомнике (Приокско-террасный биосферный заповедник)

Владельцы GPS любят сравнивать экраны Oregon и Dakota. Первый выигрывает в размерах и разрешении, а значит, на экране Oregon картинка более гладкая, да и просто влезает больше полезных данных. Это так. Но я бы не стал сходу причислять Dakota к бедным родственницам. В конце концов, по размерам и разрешению экран Dakota лишь чуть-чуть уступает экрану Garmin 60CSx, недавнего лидера в семействе навигаторов Garmin. А это весьма приличный экран, снискавший уважение многих любителей GPS-навигации. По моим ощущениям, работать с меню, компасом и картами в Dakota можно вполне комфортно.

Один из владельцев Oregon заметил, что сенсорный экран хорошо пригоден для ввода точек: "Но часто ли перед походом надо вводить множество точек вручную?" Может, не часто. Однако на маршруте нам то и дело приходится создавать точку и давать ей название. И тут сенсорный экран действительно удобен. Да и вводить координаты, щелкая кончиками пальцев по экрану, проще и быстрее, чем прокручивать алфавит с помощью кнопок или метаться по хитрой таблице, дергая туда-сюда маленький джойстик. Почти все, что я говорил о тачскрине в обзоре Garmin Oregon, справедливо для Dakota. Если коротко – эргономика на высоте.

Геокешерский тайник найден!

А вот с яркостью не все так хорошо. Тачскрины последних моделей Garmin, к сожалению, пока уступают трансрефлективным экранам прежних навигаторов. Здесь экран 60CSx уверенно держит лидерство, да и eTrex'ы неплохи. Как ведут себя Dakota и Oregon? При минимальной (читай – отключенной) подсветке Oregon практически слепнет, Dakota худо-бедно позволяет ориентироваться. Среднего уровня подсветки "старшему братцу" все-таки не хватает, а картинки на экране Dakota уже не напрягают зрение. Если же "вкрутить" виртуальную лампочку до упора, Oregon оживает, и его экран становится заметно ярче, чем у Dakota. Если сильно упростить, вывод из этих наблюдений такой: у Dakota лучше экран, у Oregon сильнее подсветка. (Легко догадаться, кто из них окажется победителем в тесте на энергопотребление).

Есть блокировка экрана от случайных нажатий, что весьма полезно. При выключении и включении прибора подсветка возвращается на прежний уровень. Таймаут подсветки можно изменить в настройках (минимум 15 секунд).

В Oregon фоны страниц были выполнены в виде картинок (колосья пшеницы, капли дождя, следы автомобильных покрышек и прочая трогательная живопись). Dakota предлагает выбор из нескольких вариантов цветной градиентной заливки. С одной стороны, это неплохо: спокойный, почти однотонный фон не пестрит, не скрадывает детали, выглядит солидно. С другой стороны, в Oregon можно было закачать с компьютера собственную картинку (для повышения контрастности я предлагал читателям обычный белый прямоугольник под размер экрана). Dakota этой возможности лишена.

Меню и настройки

 

Меню

Здесь нас не ждут никакие сюрпризы. Меню Dakota такое же, как меню Oregon: крупные четкие значки в стиле Windows, удобные, интуитивно понятные. Пункты меню можно отключить, тогда они не будут выводиться на экран. К сожалению, меню в Dakota по-прежнему не закольцовано: добравшись до конца, нужно проматывать его назад, чтобы попасть в начало.

Щелчок по кнопке выводит соответствующую страницу: "Карта", "Компас", "Счетчик движения" (данные о маршруте), "Куда?" (при движении в заданном направлении), и так далее. Есть настраиваемые пользовательские профили. При нажатии на "гребенку" спутникового сигнала появляется страница "Прием спутников". У Dakota нет встроенного просмотра картинок, но так ли эта функция необходима в GPS-навигаторе? Помимо меню, владелец GPS может настроить страницу "Счетчика движения", наполняя маленькие окошки нужной информацией по своему вкусу: время, высота, координаты, направление, расстояние до следующей точки, скорость и так далее – до десяти окошек. Помимо стандартных раскладок с картинками (пешеход, автомобиль, геокешинг) есть варианты "Счетчика движения" без всякого графического оформления – удобно для тех, кто ценит полезную информацию в чистом виде. Вот только быстро сбросить показания одометра по-прежнему не получается, нужно отправляться на страницу настроек; ну да будем надеяться, что производитель это со временем поправит.

После первого включения навигатор сразу предложил общаться по-русски. Кому не повезло, может выбрать язык в меню. Приятно, что некоторые явные ошибки перевода исправлены. Например, "On" правильно переводится как "Вкл." (а не "На", как в Oregon). При подключении GPS к компьютеру или потере спутникового сигнала владелец видит русский, а не английский текст. Но секундомер по-прежнему считает не секунды, а время суток. Некоторые пункты меню (например, Sight'n'Go) выполнены на английском. Переводчикам есть над чем поработать. Впрочем, можно попробовать исправить ошибки самому и вообще подстроить язык навигатора под собственные предпочтения. Файл локализации имеет текстовый формат и находится в основной памяти прибора в папке /Garmin/Text.

Прием сигнала

Прием сигнала

Насколько мне известно, в основе Garmin Dakota лежит чипсет STMicroelectronics Cartesio. Компания Garmin не акцентирует внимание на чипсетах, ограничиваясь словами "высокочувствительный приемник". Главное, чтобы GPS-навигатор обладал хорошей чувствительностью и не оставил вас без поддержки в густом лесу или в зоне плотной городской застройки.

На маршруте Dakota демонстрирует уверенный прием. Конечно, чудес ждать не нужно: если спрятать навигатор в сумку под сиденьем автобуса, затолкать на дно рюкзака или что-то еще в этом роде, раздастся обиженный писк – сигнал потери спутников.

Мы усложнили задачу и привезли Oregon и Dakota в офис в самом центре Москвы. Старое здание с толстыми стенами. Окна кабинета выходят в тесный переулок, напротив – модный кинотеатр в несколько этажей. Мы положили навигаторы бок о бок на подоконник и включили их. Чистого неба в переулке было совсем мало, но приборы старались изо всех сил. Через несколько минут и тот, и другой "зацепились" за пять спутников. Погрешность составила примерно 20 метров. Наша парочка, если судить по треку, отправилась в кино на дневной сеанс. Мы прощаем им эту небольшую ошибку: условия навигации были действительно скверными.

 

В кабине дрезины-мотовоза с Garmin Dakota

Как насчет экзотического путешествия? Вместе с Dakota мы отправились по старой железной дороге, проложенной через дремучие леса Костромской и Вологодской областей. Причудливая дрезина-мотовоз отважно пробивалась через пелену тумана и мокрого снега. Хмурый ноябрьский лес плотно сжимал на с обеих сторон, а крошка Dakota непрерывно рисовала на своем экране трек нашего путешествия. Он точно ложился на карту, где было обозначено полотно железной дороги.

Мне довелось наблюдать за работой прибора под крышей ночного автобуса, который мчался на большой скорости по заснеженному лесу. Мы опробовали навигатор в разных помещениях – от бетонной московской девятиэтажки до деревенской избы. Dakota проявила себя молодцом.

Чисто практические задачи поиска геокешерских тайников решались без сучка и задоринки. Навигатор уверенно приводил нас к закладкам, показывая точность не худшую, чем его предшественники-"кладоискатели".

По рельсам

Работа с картой

Моя Dakota была укомплектована картой "Дороги России. Топо 6.03" от Навиком, загруженной в основную память прибора. Я уже имел дело с этой картой в маленьких подмосковных вылазках, а теперь сумел оценить ее в глухих костромских лесах. Конечно, забравшись так далеко от цивилизации, я не ждал изысков вроде горизонталей высот или точных границ лесных массивов. Но мне понравилось, как отрисована гидрография. Проезжая на дрезине тот или иной мост, я свешивался с борта мотовоза, чтобы убедиться – да, это действительно занесенная снегом речка, и вот она, синяя жилка на электронной карте.

Масштабирование карты, ее прокрутка, создание новой точки происходят в точности, как у Garmin Oregon. Легко и комфортно. Правда, нужна некоторая сноровка. Я давал Dakota нескольким людям, не имевшим опыта с тачскрином GPS. Все они совершали одну и ту же ошибку: слишком резко нажимали кончиком пальца на карту. Немедленно возникала красная булавка, "пришпиливая" карту, а местность тем временем (пока двигался поезд или ехала машина) сползала за границу экрана. Избавиться от булавки можно, только закрыв и снова открыв карту (неудобно).

Ладно, давайте попробуем сами загрузить в навигатор какую-нибудь векторную карту. "Дороги России" охватывают много регионов, но путешественник часто нуждается в детальной карте какого-нибудь конкретного, ограниченного малой площадью и, возможно, очень далекого района, куда забросила его судьба. Сегодня в интернете можно найти бесплатные карты популярных туристских районов, подготовленные энтузиастами: Хибины, Саяны, некоторые части Крыма и др.

По асфальту

Находим нужный файл .img, скачиваем, подключаем Dakota к компьютеру с помощью комплектного кабеля USB и... вот оно, отличие от Oregon. В новом навигаторе не поддерживаются Garmin Spanner и протокол NMEA. Подключите Dakota к компьютеру, и навигатор сразу превратится в "съемный диск". Обмен данными – в обычном файловом менеджере без установки каких-либо дополнительных драйверов. По идее, это должно упростить жизнь пользователям. Как здорово: просто скопировать файл .img на microSD и начать пользоваться электронной картой!

Увы, навигатор не видит мой файл .img, записанный хоть в память прибора, хоть на microSD. Руководство пользователя на компакт-диске обходит этот вопрос стороной. Авторы ссылаются на программу MapSource, которой нет в комплекте поставки. А скачать MapSource с официального сайта нельзя: как сказано на garmin.com, эта программа поставляется только на дисках с картами.

Я все-таки сумел загрузить карту в Dakota: "пропустил" файл .img через бесплатную утилиту GmapTool, назвал "выходной" файл-контейнер именем gmapsupp.img и поместил его в папку /Garmin на карточке microSD. В меню навигатора карта обрела имя "GmapTool All". По крайней мере, она была видна. Dakota не опознала карту с "родным" названием файла (в отличие от Oregon с последней прошивкой).

Что касается точек и треков, то в Dakota все осталось таким же, как в Oregon. Новое слово Garmin – это поддержка в обоих навигаторах растровых карт (при условии установки свежих прошивок). Компания называет такие карты Garmin Custom Maps.

Пешком

Еще недавно продвинутый путешественник, готовя маршрут, усаживался между двух стульев. С одной стороны – ворох ценной картографической информации на бумаге и в компьютере (в растровом виде). С другой стороны – GPS-навигатор, удобный прибор для ориентирования. Который, к сожалению, не понимает "обычные" карты, а требует векторные, да еще в своем особом формате. Интернет наполнился каверзными инструкциями по самостоятельному изготовлению и привязке карт. Это были попытки состыковывать два полезных инструмента. И вот – долгожданное: в GPS-навигатор можно закачать растровую карту.

Я взял фрагмент обычной километровки Московской области (растр, JPEG без прогрессии). Эту карту я наложил на соответствующий район области в программе Google Earth, а затем мышкой подогнал к основе-космоснимку по заметным ориентирам: населенным пунктам, характерным изломам дорог и др. Получился файл .kmz, который я сохранил на компьютере и записал в навигатор на microSD в папку /Garmin/CustomMaps. Включил Dakota, открыл карту, увидел привычные уже "Дороги России", но теперь дополненные новой информацией. Сегодня в сети достаточно подробных материалов о том, как разными способами загружать растровые карты в навигаторы Garmin, так что не будем повторяться.

Компания Garmin сделала огромный шаг вперед, обеспечив поддержку растровых карт в своих новых приборах. Любители дальних странствий здорово выиграли от этого. Потускнел главный аргумент скептиков ("для нашей страны создано слишком мало хороших векторных карт"), а значит, интерес к GPS-навигации среди туристов и геокешеров будет расти.

С растровой картой

Мы ждем, что производитель уделит больше внимание инструкциям и советам для начинающих пользователей GPS-навигаторов. В обзоре Garmin Oregon я подробно рассказывал, как должны называться файлы и папки, какие специальные программы нужно использовать, чтобы навигатор "увидел" вашу карту. На мой взгляд, для прибора с дружелюбным интерфейсом и простым подключением к компьютеру вопрос о подготовке и копировании электронных карт должен быть проработан "на отлично".

Энергопотребление

Как известно, в этом тесте уверенно лидируют представители "походного" семейства eTrex. Иные умудряются прожить больше 25 часов при работе средней интенсивности на одном комплекте обычных щелочных батареек. Конечно, Dakota с ее сенсорным экраном не может тягаться с eTrex'ами. Но производитель говорит, что предел Dakota – 20 часов, это неплохо (во всяком случае, лучше, чем у Oregon). Проверим.

По традиции "батареечный" тест прошел в условиях, близких к походным. Подсветка была установлена в максимальное значение, встроенный компас отключен, загружена карта "Дороги России. Топо". Я постоянно записывал трек, иногда листал карту, ориентировался по точкам и отмечал в навигаторе интересные места. Использовались AA-батарейки Sony Stamina Plus – такие же, как в предыдущих тестах. Обычные щелочные батарейки, которые можно купить где угодно. Dakota проработала 14.5 часов до полного отключения. Могла бы и дольше, если бы на улице было потеплее, а вместо щелочных батарей я использовал Ni-MH аккумуляторы, которые лучше ведут себя в прохладных условиях. Владельцы Dakota приводят данные о 16-17 часах работы "в поле".

В морозилке

Вода и мороз

Конец 2009 года снова заставил москвичей вспомнить о глобальном потеплении и тосковать по хрустящему снегу и яркому солнцу. Провести настоящий "морозный тест" в естественных условиях не удалось, и я воспользовался обычным холодильником. Dakota была включена и аккуратно уложена ровно на один час в морозильное отделение среди рыбных палочек и брюссельской капусты. Температура -15 градусов не стала для навигатора проблемой – он продолжал работать. Меню и карта пролистывались без притормаживаний.

"Легкий минус", который нам удалось захватить во время краткого путешествия по русскому северу, а также мокрый снег и дождь никак не повлияли на прибор.

В аквариуме

Такие детские приключения, как падение в лужу, навигаторы Garmin выдерживают совершенно спокойно. По заверениям производителя, Dakota, подобно предшественникам, способна пережить погружение на глубину 1 м в течение 30 минут (стандарт IPX7). Я опустил навигатор на дно 60-литрового аквариума с растениями и рыбками. Dakota пролежала там полчаса, и снова все оказалось в порядке. Влага не проникла ни в батарейный отсек, ни под заглушку USB-порта.

Прочее

Есть встроенный компас, теперь он трехосный. Проще говоря, на маршруте необязательно выравнивать навигатор горизонтально. Компас можно отключить (в меню), но при выключении и включении навигатора эта настройка сбрасывается, и компас включается автоматически.

Список тайников

Меня как-то упрекнули, что я мало уделяю внимания геокешерским возможностям современных навигаторов Garmin. И правда, почему? Ведь геокешинг – это не только оранжевый сундучок в списке картинок, но и возможность хранить и отображать на экране информацию о тайниках. У американских авторов даже появилось название: paperless geocaching, буквально – "геокешинг без бумаг". Не нужно озираться "где шеф?" и втихаря нагружать офисный принтер распечаткой описаний тайников. Их можно "залить" с компьютера прямо в прибор в формате .gpx.

Но специфика крупнейшего, американского сайта geocaching.com – большая плотность тайников, коротенькие описания, малое число иллюстраций и высокая результативность поиска. В российской игре по-другому. Описание тайника может занимать несколько страниц, и бывает трудно найти закладку на местности без крупной фотографии. Поэтому распечатка часто полезна и даже необходима. Впрочем, как бы то ни было, тайники можно загружать в Dakota, и это плюс.

Еще одна интересная функция – беспроводной интерфейс. Он пригодится, если точку, трек или тайник нужно быстро передать с одного навигатора на другой. Такую ситуацию легко представить в большой группе туристов или геокешеров: один путешественник вносит в свой прибор координаты точки, а затем передает ее остальным. (Этой способностью обладают только последние модели Garmin – Colorado, Oregon и Dakota). Никакие руководства не требуются, действия просты и понятны. Мы легко передавали-принимали точки и тайники. Правда, при отправке информации о тайнике с Oregon на Dakota мы почему-то "теряли" описание тайника; этому факту объяснение найти пока не удалось. В обратном направлении все прошло гладко.

Тайник

Сев в машину, мы проехали с Dakota по Москве, выбрались за ее пределы, достигли границы области, покрутились по второстепенным дорожкам. Подходит ли Dakota для автомобильного ориентирования? Что ж, это лучше, чем eTrex – благодаря тачскрину. И, конечно, Dakota поддерживает карты с маршрутизацией. Навигатор попискивает, помогая водителю ориентироваться в изломах сиреневой маршрутной линии на экране. Но сам экран чересчур маленький для комфортного самостоятельного ориентирования. Сейчас я использую для автонавигации коммуникатор с диагональю экрана побольше, чем у Dakota, и рабочего пространства на экране заметно не хватает. Dakota хороша, если вы больше цените активный отдых и меньше часов проводите за рулем. Или если рядом с вами на пассажирском сиденье – симпатичная помощница-штурман.

Один из пользователей спросил меня, что значит пункт меню "Sight'n'go". Такая функция появилась в Oregon, есть она и в Dakota. На русский язык можно перевести как "На глазок". Вам нужно идти в направлении во-о-он той вышки сотовой связи, но плотный лес и глубокие овраги мешают, не дают постоянно держать вышку в поле зрения. "Прицельтесь" GPS-навигатором, зафиксируйте направление и смело идите вслед за своим электронным помощником. Для более сложной задачи — "пройдите 500 метров по направлению к вышке и сверните на лесную тропинку" — можно в "прицельном" направлении выполнить проекцию точки (ввести расстояние 500 м) и затем включить навигацию на эту точку. "Sight'n'go" – не открытие в ориентировании, но может пригодиться людям, которые имеют лишь самые туманные представления об азимутах.

Беспроводная связь

Выводы

Dakota – младшая сестра Oregon. Это навигатор для путешественников с разумными и умеренными потребностями.

Плюсы:

  • Поддержка растровых карт.
  • Удобный сенсорный экран.
  • Малые размеры, хорошая эргономика.
  • "Встроенная" русификация.
  • Большой объем внутренней памяти + поддержка карточек microSD.
  • Возможность беспроводной связи с навигаторами Garmin некоторых моделей.
  • Встроенный трехосный компас.
  • Простая процедура обмена точками и треками с компьютером.

Минусы:

  • Слабовата подсветка.
  • Нельзя использовать в качестве внешнего GPS-приемника с ноутбуком.
  • Не отточена процедура загрузки карт в навигатор.
  • Для активной работы с насыщенной картой в машине хотелось бы экран чуть больше.
  • Скупое руководство пользователя.
  • В комплекте нет программного обеспечения.

Автор выражает признательность компании Navicom (российскому дистрибьютору Garmin) за предоставленный навигатор Dakota 20. В подготовке статьи к публикации помогали Дмитрий Игнатов (Dimkin), Евген Ширяев (eee), Андрей Туманов (Семья_Тумановых). Фотографии трех навигаторов рядом, геокешерского тайника и Dakota внутри мотовоза – Дмитрий Игнатов.

Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора, с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте. (Файлы статьи в архиве zip).

neocaching.ru

GPS-навигаторы Garmin Dakota 20 - Отзывы покупателей

Cornetist08.05.2016

Оценка: 5

Кто бы что ни говорил, но у Дакоты самый высокий показатель автономости от пальчиковых батареек (выше чем у Орегона и Монтаны и такой же как у ЕТРЭКСА с джойстиком, но и экран чуть побольше, чем у ЕТРЭКСА, да и поудобнее он, на мой взгляд). Это не гламурный навигатор, а помощник сурового походника/рыбака/охотника. При покупке обязательно перепрошивайте его (вся инфа есть в интернете) и создавайте для него карты в программе сас-планет, там же рисуйте маршруты - опять же все есть в интернете что и как. Рекомендую именно 20 модель Дакоты, а не 10 из-за картридера. Для МЕНЯ ЛИЧНО это оказалось очень удобно. Тачскрин работает на ТВЕРДУЮ 3+ ВСЕГДА, что для такого допотопного старья как этот навигатор считаю отличным показателем. Живучесть прибора на высоте. Экран маленький, неяркий и неудобный, но это и не критично. Главное, по нему всегда можно сориентороваться и найти путь.

За: Настоящий походный навигатор с высокой автономностью и неплохим приемом.

Против: Экран, подтормаживает чуток.

Big Turtle29.10.2015

Оценка: 5

Проверил соответствие карт по Тверской области,прописаны даже те дороги,которых нет на 2-х километровке,навигатор четко отслеживает маршрут,компактен,энергопотребление нормальное.

За: Легкий,компактный,шустрый.Точность выше всяких похвал.Очень нужная штука по грибы,ягоды,рыбалки

Против: Мелковат экран,остальное пока не выявлено

Anika31.07.2015

Оценка: 5

За: компактный, удобный вариант, хорошо фиксирует все передвижения.

Против:

Bearbaby27.05.2015

Оценка: 5

1) Капризность: находясь в электричке у окна провел эксперимент - включил навигатор и планшет с GPS модулем. Оба устройства перемещал на уровне окна постепенно отдаляя от него максимальное удаление 0,5 метра. Точность определения показываемая планшетом фактически не изменялась - 9 метров у окна, 12 на расстоянии. А вот точность навигатора подкачала - 9 метров у окна и 30 на расстоянии. 2) Растровые карты. Вот тут бы следовало бы снять 1 балл, за такой уродский маркетинговый ход. Устройство действительно понимает 2 формата растровых карт: kmz и JNX. Но первое имеет огромное число ограничений (что фактически сводит на нет всю полезность опции), а второй является, по сути закрытым форматом, и что бы устройство начало понимать пользовательские карты в этом формате, нужно мудрить с прошивками, и как следствие, терять гарантию.

За: Быстро ловит спутники Чувствительный приемник - в густом лесу показывает точность метров 5 Наличие встроенного компаса - удобно в лесу ориентироваться Возможность работы с растровыми картами (но тут есть тонкости - см. комментарий) Встроенный барометр (но насколько хорошую корректировку в определение высоты он дает, я пока не разобрался)

Против: Из чувствительности вытекает капризность приемника - часто может терять сигнал по непонятным причинам. Ограниченная поддержка растровых карт

Dench33.03.2015

Оценка: 5

В целом люблю его очень, несмотря на вышеописанное. Пользоваться удобно. Встроенные карты (я покупала серый) почти идеально покрывают Россию год на 2012-й.

За: Два раза подряд приземлилась на лёд, тормозила навигатором. Ничего...

Против: Будучи включенным далеко от последнего места выключения, подолгу ловит спутник. Бывает, тупит по 20 минут, раз было полчаса. Доводит до бешенства порой. Однажды экран стал переадресовывать все нажатия в один квадрант. Спасла калибровка экрана (из выключенного состояния держать Power 30 сек). Поиск по адресу, а также набор текста в нем делал ударенный по голове инопланетянин. Улицу без заданного дома искать он не умеет, например. Если батарейка садится в ноль, незаписанный трек теряется. Несколько тяжеловато открывать заднюю крышку, где батареи. Думаю, если у вас милый маникюр, то еще сложнее.

chub03.02.2015

Оценка: 3

Некоторое время назад рекомендовал его всем знакомым. Несомненный плюс навигатора - интуитивно понятное меню. В инструкцию не смотрел вообще. Но отлетание резины - несомненный жирный минус. Пока резина есть - с навигатором хоть купайся. А без неё - только в сухую погоду, иначе никак.

За: Отличный навигатор. Точный, шустрый, для пеших походов - самое оно. Самый большой плюс - возможность работы с растровыми картами.

Против: Через пару лет эксплуатации напрочь отваливается резина вместе с кнопкой. Заменить нет возможности.

DandI27.08.2014

Оценка: 4

Хороший универсальный навигатор. Быстро ловит спутники, много функций, включая компас, барометр и прочее. Купил "серый" за 8100р, карты скачал из инета. "Белая" версия стоит уже 12000р. Почти 4 тысячи отдавать только за карты? Нет уж. :) Вообщем удобный, добротный девайс, рекомендую!

За: 1. Хороший прием спутников 2. Удобный интерфейс 3. Приятный и удобный корпус 4. Возможность загрузки разных карт 5. Быстрая работа 6. Долго держит заряд 7. Возможность установки карты памяти (microSD)

Против: Цена дороговата

alsandr23.05.2014

Оценка: 1

недавно разбил его специально. 2 часа холодного старта и я заблудился и спрашивал у прохожих. Цена и качесто где-то 50 на 50. Стал включаться при подключении батареек. Но, поработал 3 года, на андроидах и айфонах и то лучше и качество и навигация. Вообщем Гармин мне больше не надо. Не пользуюсь. Навигатор использую как флешку. B вообще против американской системы, перехожу на российскую

За: легко прошивать и с фаршем, легкий, но надо разбираться на интуитивном уровне, но можно быстро освоить.

Против: надо к нему чемодан батареек. Хватает на 1,5-2 часа безпрерывки. Отстой! Объем памяти маленький 2-3 карты, остальное на карту-памяти и то до 4 га

DanF25.04.2014

Оценка: 3

За: В целом неплохой навигатор. По электричеству не жадный, на паре аккумуляторов пишет трек почти трое суток. Заявленная водонепроницаемость на отлично, был под проливным дождем, пару раз купался в озере.

Против: Очень медленный USB. Постоянно приходится калибровать встроенный компас, т.к. после длительного выключения он перестает работать. Неоправданно дорогие аксессуары.

Chitago21.10.2013

Оценка: 4

Навигатор подарила жена в феврале. Использовал его в пеших и лыжных прогулках, водном походе, велосипедных ПВД, ездил на авто по Греции. До этого пользовался только OruxMaps под Андроид, и там, конечно, интерфейс намного продуманнее. В Гармине же для сохранения текущего трека, а особенно для смены карты приходится лезть куда-то в дебри настроек (впрочем, при большом желании можно создать кучу профилей, каждый со своим набором карт). Кроме того, никак не могу разобраться со значениями максимальной скорости для трека, если смотреть его в прилагаемой проге BaseCamp: в свойствах трека одно, на графике скорости - другое. На экране появляются мелкие царапинки - надо клеить плёнку. Но в целом впечатление от прибора хорошее. В интернете куча карт для Гарминов, как векторных, так и растровых (особенно в формате .jnx, которым можно пользоваться после патча). Кроме того, есть сервисы, генерирующие карты на основе OpenStreetMap. Спутники ловит в густом лесу, в городе, из машины и даже из иллюминатора самолёта. После покупки крепления на руль стало очень удобно ориентироваться на велосипеде, к тому же можно одновременно следить за кучей параметров типа средней скорости движения, времени остановок и т.п. Батарейки при постоянно включенном экране с выключенной подсветкой хватает на ходовой день, при автоотключении экрана дольше. Можно и для авто использовать, но желательно со штурманом. В общем я доволен.

За: Ест батарейки АА, работает долго. Много готовых карт в инете. Хороший приём. Крепкий, не боится воды.

Против: Толстый (но деваться некуда, АА). Царапается экран. Не очень удобный интерфейс. Нормальная работа с растром только после патча прошивки (однако патч делается элементарно и можно сделать откат на непатченную версию). Для велосипедистов: с фирменным гарминовским сенсором скорости и каденса будет показывать только каденс, скорость с колеса не читает! Возможно, исправят в других прошивках.

Acme22.05.2013

Оценка: 5

Один из немногих приборов, о покупке которого, спустя 2 года я не пожалел ни разу. Использую для зимней и летней рыбалки. За грибами без этого чудо-приборчика я уже не выхожу) В памяти навигатора "забито" уже не мало грибных и рыболовных точект, к которым в любое время можно вернуться!

За: -Уверенный прием спутников в густом лесу - Возможность загрузки растровых карт - Удобный дизайн корпуса. В руке лежит "как влитой" - Интуитивно-понятный интерфейс - Заряда батареек (хороших), при разумном использовании, хватает надолго

Против: - Цена - Экран не идеален (но это и не айфон... у прибора другие функции)

Dem21.02.2013

Оценка: 5

Для охоты и рыбалки очень реокмендую.

За: Отличная модель, пользуюсь около 2х лет, сфера применения - охота рыбалка. Очень удобен в пользовании, легкий и коипактный все настройки осуществляются практически одним пальцем. Пару раз падал в озеро, на его состоянии это никак не сказалось.

Против: Пальчиковые батарейки хоть и очень долго держат заряд но всё же на любителя. Жотя заменный комплект аккамуляторов решает практически полностью эту проблему.

Dad08.06.2012

Оценка: 2

Здравствуйте всем. Вроде про все плюсы и минусы рассказал. На всё пожаловался уже. Осталось подвести итоги. Покупал её для туризма: поездках в авто, пешие прогулки. Сначала всё радовало позже, когда стала отходить резина и всё чаще стали доставать блики на экране, а ещё и ПО не качественное (обновление с оф.сайта GARMIN), то готов был избавиться от неё. Теперь как-то привык ко всем её недостаткам. Не рекомендую покупать её.

За: 1.На долго хватает батареек. 2.Возможность легко менять прошивки ПО и карты 3.Наличие барометра и компаса

Против: 1. Резиновая оболочка через полгода эксплуатации с лёгкостью отошла, а вместе с ней и кнопка вкл/выкл!!! Пришлось примостить её на скоч. Соответственно стала бояться влаги, не говоря уже о попадании в воду. 2.После потери спутников ОЧЕНЬ долго ищет их. Проще выключить и включить заново. 3.Дисплей отражает всё в яркий день, очень много бликов и приходится отвлекаться, чтоб считать информацию с неё. 4.Бывает потеряет спутники, а сама продолжает "идти" куда-то, хотя ты уже свернул с того пути. То есть врёт иногда. При движении в авто это становится проблемой в чужом городе. 5.Если надо найти населённый пункт (а в России одинаковые названия сплошь и рядом)отображает по алфавиту, а не по расстоянию. И маршрутные точки по категориям отобразить нельзя. 6.Бывает тупит сенсор.

akyla08.05.2012

Оценка: 5

Доволен.

За: Достаточно быстрый,хороший отклик на сенксор, сенсор блее удобен в управлении чем джойстик , чувствительность приепника на отдичном уровне,быстро готовиться к работе , хорошо встают карты,вплне удобный размер прибора.

Против: немного скрипит задняя крышка.

anqiine27.03.2012

Оценка: 5

Скоро планирую большое путешествие, главным героем его будет этот гаджет. Идеально подходит для активного отдыха в незнакомом месте. Надеюсь, что проработает у меня очень долго.

За: Навигатор просто замечательный. Удобный в использовании, легкий, компактный, использовал уже много раз, ни разу не подводил. Карты грузятся легко и быстро, а что самое главное - любые. Связь со спутником тоже поражает, действительно хорошая, точная.

Против: Пока за время использования не обнаружил никаких. Надеюсь, и дальше не подведет машинка.

Общие характеристики Garmin Dakota 20
Тип портативный
Типоразмер Garmin Dakota 20
Вес 190 г
Функции и особенности Garmin Dakota 20
Количество путевых точек 1000
Количество маршрутов 50
Звуковая сигнализация есть
Дополнительно Garmin Dakota 20
Элементы питания AA
Сабвуфер Garmin Dakota 20
Габариты (ШхВхГ) 55x100x33 мм
Особенности возможность беспроводного соединения устройств для обмена путевыми точками, треками, маршрутами и тайниками (геокэшинг) между совместимыми навигаторами Dakota, Oregon, Colorado и Foretrex
Дополнительная информация Garmin Dakota 20
Комплектация навигатор Garmin Dakota 20 с набором карт, инструкция на русском языке, шнурок на запястье, кабель USB
Экран Garmin Dakota 20
Тип экрана LCD-цветной
Диагональ экрана 2.6 дюйм.
Размер экрана 2.6x5.5 см
Разрешение экрана 160x240 пикс.
Сенсорный экран есть
Подсветка экрана есть
Интерфейсы Garmin Dakota 20
Слот Micro SD
Питание Garmin Dakota 20
Количество элементов питания 2
Время работы 20 ч
Основное Garmin Dakota 20
Область применения универсальный
Программное обеспечение Garmin
Возможность загрузки карты местности есть
Функция расчета маршрута есть
Особенности Garmin Dakota 20
Дополнительно барометр, магнитный компас
Водонепроницаемый корпус есть
Интерфейс Garmin Dakota 20
Подключение USB
Характеристики устройства Garmin Dakota 20
Размер встроенной памяти 850 Мб
Тип антенны внутренняя

protovar.ga

Garmin Dakota 20 - отличный туристический навигатор. Обзор устройства

Туристические GPS навигаторы теперь не являются элементом роскоши или современным гаджетом для развлечений. Как правило эти приборы создаются для использования в самых различных условиях, отличаются повышенной защищённостью и точностью определения координат. Туристические навигаторы широко применяются на охоте, рыбалке и пеших туристических походах.

 

В этой статье мы вспомним о таком туристическом GPS навигаторе, как Garmin Dakota 20. Этот прибор можно смело называть уменьшенной копией навигатора Garmin Oregon 450. Навигатор Dakota 20  обладает неоспоримым преимуществом – у него небольшой вес, небольшие габариты и длительное время автономной работы. В первую очередь эти преимущества делают его идеальным помощником на рыбалке и охоте.

Практически всю лицевую панель в Garmin Dakota 20 занимает сенсорный дисплей превосходного качества, диагональ которого составляет 2,6 дюйма. Информация с дисплея превосходно читается при любом освещении. На первый взгляд дисплей вроде небольшой, но этого вполне достаточно для ориентации на местности, сохранения контрольной точки или просмотра заранее созданного маршрута. Экран, у этого навигатора утоплен в корпус и скрыт за высокими краями. На первый взгляд высокий бортик будет мешать во время управления навигатором, но на самом деле это не так, даже с достаточно большими пальцами управление очень удобное и не создаёт никакого дискомфорта. Кроме того, выступающий бортик служит дополнительной защитой для экрана в случае, если Вы решили положить его на поверхность экраном вниз.  

 

Благодаря своим небольшим габаритам туристический навигатор Garmin Dakota 20 прекрасно расположится в небольшой женской или большой мужской руке. Корпус навигатора сделан из прочного пластика серо-оранжевого цвета, а на боковых панелях устройства имеются прорезиненные вставки чёрного цвета. Прибор защищён по стандарту IPX7, т.е защищён при попадании на него воды и грязи. Также прибор не боится ударов в процессе его использования и падения с небольшой высоты.

На корпусе навигатора Dakota 20 рассположена только одна клавиша, которая отвечает одновременно за несколько операций. Эта клавиша отвечает за включение и выключение устройства и за выбор уровня подсветки экрана, а также может настраиваться на захват экрана. Корпус прибора состоит из минимального числа съёмных частей, точнее это только крышечка батарейного отсека, которая надёжно фиксируется и не слетает при использовании навигатора. Защиту от попадания воды обеспечиает резиновая вставка по периметру батарейного отсека.

 

Для питания навигатора используются две стандартные пальчиковые батарейки или аккумулятора типа АА. Кстати, при использовании батареек Duracell навигатор проработал приблизительно 12 часов. Использование такого типа батареек более удобное, чем литий-ионного аккумулятора. В случае необходимости их всегда можно докупить в любом магазине.

В нижней части Dakota 20 имеется крепление для ремешка. Ремешок является достаточно важным элементом и дополнительной страховкой от случайного падения на землю, камни, в снег и воду. В верхней части навигатора расположен разъём USB для подключения к компьютеру, который спрятан под защитной резиновой заглушкой.

 

Меню навигатора не преподносит никаких сюрпризов. Как и на всех устройствах компании Garmin меню пользователя очень простое и понятное любому пользователю. Значки меню достаточно крупные и выполнены в стиле Windows. Единственным недостатком является не закальцованное меню: добравшись до конца, его нужно проматывать назад для того, чтобы попасть в начало.

Работка с картами на навигаторе Garmin Dakota 20 очень удобная и простая. Отлично продумано создание новой точки, масштабирование и прокрутка карт. Туристический навигатор Dakota 20 работает как с векторными, так и с растровыми картами. Основной особенностью этих карт является возможность самостоятельного изготовления. Дополнительную картографию можно загружать на внутреннюю память или на карту памяти microSD.

 

Также портативный GPS навигатор Garmin Dakota 20 имеет очень много полезных функций, которые будут полезны во время отдыха на природе. Для любителей походить по лесу в поисках грибов или любителей охоты имеется встроенный трёхосевой электронный компас, который точно укажет направление к заданой точке. Также пользователь может отслеживать именения атмосферного давления и точно определять высоту над уровнем моря при помощи барометрического альтиметра. Альтиметр можно использовать в роли метеостанции для составления графиков изменения давления и вычесления предполагаемой погоды, что особенно будет полезным при поднятии в горы.

Чувствительность GPS приёмника как всегда выше всяких похвал. Благодаря функции прогнозирования положения спутника HotFix навигатор Garmin Dakota 20 очень быстро и точно определяет местоположение, уверенно принимает сигнал в густом лесу и возле высоких зданий.

 

Используя туристический навигатор Garmin Dakota 20, Вы не будете испытывать дискомфорта. Програмнное обеспечение работает отлично, конструкция прибора очень надёжная и можно быть уверенным, что он не подведёт в трудных ситуациях.

 

03.06.2014 (Другие новости...)

gpshunter.com.ua