НОВОСТИ

Страна Внедорожье. Навигатор грунтовых дорог


Навигатор для бездорожья. Какую программу выбрать?

Похожие записи:

С завидным постоянством у многих моих друзей и знакомых возникает вопрос какой программой лучше всего пользоваться на бездорожье. Так уж сложилось, что хороших топографических карт для гражданского использования в нашей стране нет, а схемы дорог и автомобильные навигаторы в нашем случае бесполезны. Видимо стоит вернуться к разговору, начатому в статье Автомобильный навигатор для бездорожья.

Прежде всего нужно понять, что в основе любой навигационной программы лежит карта. Внешний вид приложения, удобство пользования, различные сервисные функции — это лишь обертка. Пригодные для бездорожья карты условно можно разделить на две категории:

  • сканированные карты Генштаба, Госгисцентра (ГГЦ) и им подобные;
  • веб-картография.

Начнем с первых.

В интернете на многих сайтах можно найти сканы с привязкой OZI почти всей территории бывшего СССР. У многих пользователей сложилось мнение, что карты Генштаба и ГГЦ подробнее других отражают состояние местности. К сожалению, а может к счастью, для большинства регионов это не так. Как показывают личный опыт и сообщения в различных форумах, эти карты теряют свою актуальность. Обратите внимание на данные под рамкой карты. За 30 и более лет состояние местности сильно изменилось, в этом мы уже не раз убеждались.

 

Однако, эти карты все-таки требуются при планировании поездок. По ним можно сформировать общее представление о том, что вас может ждать на маршруте. Нужно только делать скидку на возраст и разрушительно-созидательную деятельность человека. Например:

  • если указана старая узкоколейка, то велика вероятность, что по оставшейся от нее насыпи можно проехать;
  • если указан лес, это не значит, что его не вырубили;
  • если указана тропа, это не значит, что она не заросла деревьями более 20 см толщиной.

Как правило такие карты распространяются для OziExplorer в виде двух файлов — сканированный лист в графическом (gif, tiff) или OZF- формате (ozf2, ozfx3, ozf4) с файлом привязки в формате MAP.

В отличии от карт Генштаба и ГГЦ, веб-картография не может похвастаться таким обилием топографической информации, но у нее есть свое преимущество. Навигационные приложения в основном используют картографический сервис OpenStreetMap прежде всего потому, что данные распостраняются на условиях свободной лицензии Open Database Licence. Но самое ценное для нас состоит в том, что каждый зарегистрированный пользователь может вносить изменения в карту. Для актуализации данных используют фотоснимки и GPS-треки реальных поездок. Если на такой карте указана дорога через лес, то вероятность ее существования во много раз выше. Правда и тут встречаются ошибки, но в целом данные о состоянии дорог, просек и тропинок более корректные.

В качестве примера приведу приблизительно один и тот же кусочек местности с карт Генштаба (левая часть) и OpenStreetMap (правая часть).

Данная картинка показывает, что на карте OpenStreetMap указано больше дорожек, чем на карте Генштаба, но отсутствует дополнительная топографическая информация.

Еще одно отличие картографических веб-сервисов состоит в способе предоставления информации. Если файлы со сканами листов Генштаба загружаются на диск компьютера или в память мобильного устройства (телефон, планшет) и навигационное приложение работает с ними автономно, то программы, работающие с OpenStreetMap, загружают кусочки карты (тайлы) с сервера по мере необходимости. Трафик при этом по современным меркам не большой, но связь с интернетом есть далеко не в каждом лесу и не на каждом мобильном устройстве. Разработчики многих приложений подумали об этом, при планировании поездки нужно это помнить.

Надеюсь с картами более-менее разобрались. Теперь перейдем к навигационным программам. Из всего многообразия приложений для Android хочу особо выделить, как и в предыдущих статьях, OziExplorer и OruxMaps, которые создавались как раз для наших целей. «Озик», как его любовно называют во внедорожном мире, работает с растровыми файлами, OruxMaps работает с картами OpenStreetMap. Оба приложения хороши, но кому-то больше понравится OziExplorer, кому-то OruxMaps. А можно-ли использовать и те, и другие карты в одном приложении? Да!

Для использования карт OpenStreetMap в «Озике» нужно создать растровые карты в формате ozf с помощью приложения SAS.Планета. Источником данных для этой программы может быть не только OpenStreetMap, список поддерживаемых картографических сервисов довольно большой. Процесс создания карты для OziExplorer довольно прост. В SAS.Планета выделяете требуемый квадрат, программа сама склеивает изображение и формирует графический файл и файл привязки (map). Дальше с помощью конвертера img2ozf, который можно скачать с сайта oziexplorer.com, преобразуете полученные графические файлы в формат ozf и копируете их на мобильное устройство.

С OruxMaps ситуация еще проще. Программа понимает файлы ozf2+map. Скопируйте их в каталог ../oruxmaps/mapfiles и пользуйтесь. Но есть небольшая тонкость — OruxMaps понимает только ozf2. Если вы готовили карты для OziExplorer используя свежую версию img2ozf, то эти карты OruxMaps не поймет. Тут потребуется более старая версия конвертера, которую можно найти в интернете.

Таким образом создав комплект карт разного типа мы будем иметь наиболее полную информацию о состоянии местности.

Не спорю, процесс подготовки карт описан крупными штрихами, но если у вас есть вопросы, пишите, с радостью отвечу.

PS. Конечно есть и другие навигационные приложения, но все-таки они немножко не дотягивают до этой парочки. Попробуйте, вам понравится.

Источники и ссылки:

Cсылка на старую версию img2ozf для получения файлов формата ozf2: http://etomesto.ru/karta258/

 

Поделиться ссылкой:

www.countryoffroad.net

Автомобильный навигатор для бездорожья | Страна Внедорожье

Похожие записи:

Буквально на днях беседовали с другом об использовании навигаторов в условиях бездорожья, и в завершении разговора он предложил мне поделиться своими соображениями на страницах сайта.

Что ж, попробую, но сначала — небольшое лирическое отступление. Не забывайте о том, что пойдет оно в разрезе езды вне дорог, хотя все это применимо и в повседневной жизни.

В современном мире уровень развития электроники позволяет практически любому автовладельцу иметь GPS-навигатор. Большинство автомобильных навигаторов рассчитаны на движение по дорогам общего пользования, и как только вы съезжаете в поле или лес, прибор становится практически бесполезен. Из года в год наблюдаю новичков, впервые приехавших на клубные соревнования, которые сталкиваются с проблемами использования приборов данного типа в условиях бездорожья: от банального отсутствия более или менее детальной карты местности до невозможности задания координат контрольных точек и движения по азимуту.

Справедливости ради нужно отметить, что автомобильные навигаторы довольно удобны в городских условиях и обладают хорошим набором сервисных функций, хотя и тут есть оговорки. Как правило, такие устройства имеют довольно слабую аппаратную часть, при регулярном обновлении встроенного программного обеспечения через год-два они начинают сильно «тормозить», и работать с ними становится просто невозможно. Обладая определенным опытом использования и КПК, и вот таких автомобильных навигаторов, не рекомендую использовать подобные устройства в поездках по бездорожью — намучаетесь. Некоторые возразят: «Мы установили OziExplorer CE и горя не знаем». Согласен, тоже так делал, но в конечном итоге упирался либо в производительность аппарата, либо в катастрофическую нехватку места для растровых карт. Стоит также учесть и размер экрана, 5-6 дюймов маловато для удобной работы с детальной картой, а семидюймовых моделей очень мало, да и слабенькие они.

Нельзя не упомянуть картплоттеры и автомобильные модели навигаторов с установленной топографической картой фирмы Garmin. Очень достойные аппараты, но первые довольно дорогие, устанавливаются стационарно, липучки и присоски тут не годятся… Если вы строите «боевой» внедорожник категории ТР-3, то имеет смысл обратить на них внимание. Вторые имеют небольшой экран. Для «гражданского» использования есть другое решение, заслуживающее пристального внимания — планшетные компьютеры.

Каковы преимущества планшетных компьютеров?

  1. Богаче выбор навигационного программного обеспечения, как платного, так и свободно распространяемого, которое вы сможете установить самостоятельно. Самостоятельная установка на автомобильные навигаторы дополнительного программного обеспечения зачастую невозможна или требует знаний операционных систем.
  2. Планшетники превосходят автомобильные навигаторы как центральным процессором, так и объемом памяти, что позволяет использовать их более продолжительный период до замены новым устройством.
  3. Как правило, планшетники имеют более качественные экраны, что становится заметно в солнечную погоду.
  4. Универсальность. Планшетник можно комфортно использовать не только для навигации, его возможности очень широки.

Предположим, что вы со мной согласились, тогда стоит задуматься о некоторых ньюансах.

Первое, что приходит на ум большинству людей при разговоре о планшетах, это iPad. Не хочу обидеть всемирно известную фирму Apple, но iPad лично мне показался не очень хорошим кандидатом на роль навигатора. Во-первых, его размеры и пропорции таковы, что будучи установленным в машине, iPad либо перекрывает довольно большую площадь лобового стекла, либо значительную часть торпедо. Во-вторых, и это самое главное, для iOS не адаптирована одна из самых важных навигационных программ (хотя и ожидается), широко используемая во всем внедорожном мире — OziExplorer. Исходя из этого, стоит обратить внимание на Android-планшеты.

Сейчас выбор Android-планшетов очень богат и зависит скорее от личных пристрастий и объёма денежных средств, которые вы готовы потратить на приобретение устройства. Свое предпочтение я отдал семидюймовому Samsung Galaxy Tab, тогда еще первого поколения. Из моделей подешевле, но не хуже, рекомендую посмотреть на D-Plane2 фирмы Digma — при небольшой цене они имеют очень достойные характеристики.

И напоследок перечислю навигационные программы, которые нам пригодятся вне дорог.

OziExplorer — самая популярная программа, работающая с растровыми картами. В интернете по ней достаточно информации, в том числе и на русском языке. Также в сети нетрудно найти готовые «генштабовские» карты. Одно из основных достоинств программы состоит в том, что вы можете самостоятельно подготовить комплект необходимых карт или спутниковых снимков. Для этого удобно использовать программу SASPlanet.

Androzic — хорошая программа для тех, кому OziExplorer кажется избыточным. Неоспоримое достоинство в том, что она работает с теми же картами, что и OziExplorer, таким образом, сделав один комплект карт, вы можете использовать его в обеих программах.

Soviet military maps (Советские военные карты) — простая и полезная программа, использует карты OpenStreet Map и Генштаба России, всемирное покрытие. Рекомендую присмотреться.

Отмечу, что указанные приложения не являются программами-поводырями, но они очень облегчают ориентирование на местности. Для ведения по дорогам используйте NAVITEL, City Guide, Shturmann и подобные.

Поделиться ссылкой:

www.countryoffroad.net

Мобильный навигатор 2ГИС предупредит о камерах ГИБДД и предложит объезд платных дорог

Картографическое приложение 2ГИС получило ряд ключевых обновлений и теперь умеет предупреждать пользователей о превышении скорости, камерах на дорогах, лежачих полицейских, а также предлагать объезд платных и грунтовых. Обновление доступно для устройств на iOS и Android.

Навигатор, встроенный в 2ГИС, способен предупредить водителя звуковым сигналом о превышении скорости. В приложении над картой появляется предупреждение с указанием разрешенной скорости на данном участке. Оно исчезнет, как только пользователь снизит скорость до разрешенной.

Величину превышения пользователь может выбрать в настройках самостоятельно. По умолчанию задано ограничение в 15 км/час.

Также в 2ГИС появилась возможность строить маршрут в объезд платных и грунтовых дорог. Выбор опции доступен в настройках. А когда включены пробки — на карте тёмно-коричневым цветом показываются перекрытые участки дорог.

Кроме того, 2ГИС проинформирует водителя в режиме реального времени о камерах ГИБДД и лежачих полицейских. Только в Москве их насчитывается, по данным 2ГИС, более 3300. О неучтенных лежачих полицейских пользователи могут написать в 2ГИС прямо в приложении, кликнув в настройках «Сообщить об ошибке».

Обновление навигатора для iOS и Android доступно для 17 городов России: Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Тольятти, Тюмени, Уфы и Челябинска. Со временем число городов будет увеличиваться.

Скачать 2ГИС для iPhone и iPad можно по этой ссылке.

Следите за новостями Apple в нашем Telegram-канале, а также в приложении MacDigger на iOS.

Присоединяйтесь к нам в Twitter, ВКонтакте, Facebook, Google+ или через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей из мира Apple, Microsoft и Google.

Поделись этой статьей с друзьями

www.macdigger.ru