НОВОСТИ

Как разработать навигатор дополнительного образования Омской области. Навигатор программ дополнительного образования


В Минобрнауки России представили навигатор по программам дополнительного образования — ДЕТСКИЙ ТАМБОВ

Под руководством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной состоялось заседание рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с участием главного санитарного врача России, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю. Поповой.

Открывая заседание, замглавы Минобрнауки России отметила, что система дополнительного образования в России носит открытый, гибкий характер.

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» направлен как раз на создание условий работы в опережающем режиме, поэтому мы полагаем, что именно в системе дополнительного образования должны быть более гибкие нормы и правила, - подчеркнула Татьяна Юрьевна.

Также на заседании провели экспертную сессию по вопросу совершенствования требований к организации дополнительного образования.

По мнению замглавы Минобрнауки России, очень важно предоставить детям и их родителям исчерпывающую информацию по организациям, секциям, программам дополнительного образования.

Для этого был разработан прототип федерального общедоступного навигатора по программам дополнительного образования. Это информационный портал, содержащий данные по региональным и муниципальным сегментами образования.

Портал представили разработчики - ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр». Под руководством генерального директора ФГБНУ «Республиканский мультимедиа центр» М.Н. Раковой навигатор был реализован на пилотных площадках пяти субъектов Российской Федерации: Владимирской, Калининградской, Новгородской и Ульяновской областей и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Справочно

30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Реализацию приоритетного проекта курирует Минобрнауки России.

Цель проекта – обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. В 2016 году охват составил 69%.

Проект направлен на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием детей страны с учетом интересов ребенка и его родителей, потребностей социально-экономического и технологического развития России.

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» направлен на реализацию майских указов Президента России.

Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом субъекте Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.

 

Источник

 

Материалы по теме:

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образования для детей»

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образования для детей» в Тамбовской области

 

detitambov.ru

Как разработать навигатор дополнительного образования Омской области

Многие родители встречаются с проблемой выбора образовательной программы, детского объединения, направления дополнительного образования для своего ребёнка. По мере взросления ребёнка и развития его интересов, проблема выбора встаёт уже перед самим подростком или старшеклассником. С развитием дистанционных и электронных форм дополнительного образования оперативная навигация в образовательных программах и услугах будет становиться всё более актуальной. Создание и запуск в сети Интернет навигатора дополнительного образования может стать одним из механизмов поддержки доступа к услугам дополнительного образования для разных целевых групп обучающихся, создания условий для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга. Каким может быть такой Интернет-ресурс? Ответ на этот вопрос педагоги дополнительного образования Омской области искали в ходе телекоммуникационного проекта «Как разработать навигатор дополнительного образования Омской области?».

Проект позволил специалистам дополнительного образования Омской области включиться в совместную разработку информационного ресурса, который позволил бы родителям, подросткам и старшеклассникам анализировать свои образовательные потребности, сравнивать и выбирать детские объединения, образовательные организации, выстраивать образовательные маршруты через многообразие дополнительных общеобразовательных программ и форм их реализации (очных, на основе ДОТ, электронного, сетевого обучения).

На первом этапе в телекоммуникационный проект включилось более 180 участников из города Омска и муниципальных районов Омской области. Их деятельность по созданию навигатора дополнительного образования была организована по направлениям:

туристско-краеведческое,

техническое,

естественнонаучное,

социально-педагогическое,

физкультурно-спортивное,

художественное.

Целью каждого участника проекта было разработать мини-презентацию своей дополнительной общеобразовательной программы и представить её в региональной карте-навигаторе. По условиям проекта, ориентирами для отбора содержания навигатора, в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, стали:

расширение применения в дополнительном образовании детей новых образовательных форм (сетевое, дистанционное, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.),

развитие сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.),

освоение новых областей знаний (экономика, право, менеджмент, иностранные языки, компьютерные технологии и др.),

освоение новых видов деятельности (проектирование, исследование, моделирование, изобретательство, дизайн, общение и др.)

охват разных возрастных категорий обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ОВЗ и других.

Продвигаясь по этапам проекта и выполняя его задания, специалисты организаций дополнительного образования получили возможность:

провести самоэкспертизу реализуемых дополнительных общеобразовательных программ для подростков и старшеклассников в соответствии с их возрастом и образовательными потребностями;

обосновать актуальность, привлекательность и результативность реализуемых программ для их потенциальных потребителей в форме аннотации или мини-презентации;

представить свои разработки в сетевом сообществе проекта и на карте-навигаторе.

В самоэкспертизу программ с целью выявления современных практик дополнительного образования детей включилось 106 участников проекта. Они получили опыт работы с электронной экспертной формой, итоговая аналитическая справка которой показала разнообразные характеристики дополнительных общеобразовательных программ, актуальные для их потребителей. В то же время, наглядно проявились и отдельные проблемы, требующие системного решения.

По целевым группам, на которые ориентировал участников телекоммуникационный проект, программы распределились следующим образом:

подростки – 72.4%,

старшеклассники – 17.1%,

дети с особыми образовательными потребностями – 10.5%.

Анализируя полученные данные, можно сделать заключение, что выбор дополнительных общеобразовательных программ для старшеклассников значительно меньше, чем для подростков. Позитивной тенденцией является появление программ для детей с особыми образовательными потребностями.

Заметно преимущество программ художественной направленности и ограниченность выбора программ туристско-краеведческой направленности по сравнению с другими:

туристско-краеведческая – 2.9%

техническая – 17.1%

естественнонаучная – 18.1%

социально-педагогическая – 13.3%

физкультурно-спортивная – 14.3%

художественная – 34.3%.

В результатах экспертизы выявился значительный дефицит современных форм организации образовательной деятельности по программам:

авторские интенсивные образовательные программы, модульные и элективные курсы – 3.1%

проведение учебных исследований – 3.1%

реализация исследовательских проектов – 3.1%

интеллектуальные соревнования – 1%

тематические образовательные смены – 0%

каникулярные программы, программы развивающего отдыха         – 0%

интерактивные музеи – 0%

образовательная экспедиция – 0%

технопарки и комплексы тренажёров – 1%

Интернет-проекты, направленные на популяризацию разных направлений дополнительного образования, включая просветительскую активность сетевых Интернет-сообществ – 0%

Как мы видим, некоторые из современных форм организации образовательной деятельности по программам отсутствуют совсем. В то же время, хорошо представлены такие традиционные формы как клуб – 12.2%, студия – 8.2%, мастерская – 17.3%, лаборатория – 19.4%, которые эффективны для достижения современных результатов дополнительного образования.

В ходе самоэкспертизы выявилось следующее разнообразие программ по формам реализации:

очная – 95.2%

на основе дистанционных образовательных технологий – 1%

на основе электронного обучения – 1.9%

на основе сетевого взаимодействия – 1%

смешанное обучение (очная форма с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) – 1%.

Из приведённых данных видно, что организация дистанционных, электронных, сетевых форм реализации программ пока вызывает большое затруднение у педагогов и образовательных организаций. По сути, мы сейчас являемся свидетелями появления первых дистанционных программ, и говорить о возможности их выбора пока не приходится.

Из анализа программ также можно увидеть, например, какие новые виды деятельности осваивают обучающиеся:

исследовательское – 48.5%

инженерное – 10.9%

прикладное – 28.7%

информационное – 26.7%

социальное – 25.7%

игровое – 46.5%

творческое – 67.3%

другое – 7.9%

Какие средства для самостоятельного продвижения по образовательному маршруту и контроля своих индивидуальных достижений при освоении программы предоставлены обучающемуся: рабочая тетрадь – 13%, дневник – 15%, образовательная (личностно-ресурсная) карта – 6%, портфолио – 68% и другие.

Достижения обучающихся, участников анализируемых программ распределились следующим образом:

международные олимпиады и конкурсы – 20.4%

всероссийские олимпиады и конкурсы – 41.8%

региональные олимпиады и конкурсы – 56.1%

муниципальные олимпиады и конкурсы – 68.4%

мероприятия отдельной организации – 54.1%

участие в грантовых конкурсах – 6.1%

другое – 10.2%

Выявленные участниками телекоммуникационного проекта в ходе самоэкспертизы достоинства и проблемы дополнительных общеобразовательных программ можно считать характерными для системы дополнительного образования Омской области. Полностью с результатами самоэкспертизы программ участников телекоммуникационного проекта можно познакомиться в сводке электронной экспертной формы [https://docs.google.com/forms/d/138xKI9K13VCYVCg4Xe9oTbKVVYCZc1bI3QVglr4geDQ/viewanalytics].

Сетевое сообщество телекоммуникационного проекта (рисунок 1) собрало 88 участников] и за время реализации проекта стало привычным местом виртуального взаимодействия педагогов [https://plus.google.com/u/0/communities/113016738058328844592. Так как в процессе выполнения заданий проекта педагоги размещали в сообществе мини-презентации своих программ, которые получали оценку и обсуждались модераторами проекта и самими педагогами, то сообщество вскоре также приобрело формат навигатора программ. Своеобразие этого формата выразилось в том, что он включал кроме самих презентаций программ, ещё и отзывы педагогов, модераторов проекта, оценки и рейтинги.

 

Русунок 1. Сетевое сообщество телекоммуникационного проекта

Таким образом, участники проекта пришли к открытию: если навигатор дополнительного образования будет представлен в сети Интернет в интерактивной форме, например, открытого сетевого сообщества, то кроме самой презентации обучающийся или его родители смогут сравнить ещё и рейтинги программ, отзывы экспертов, других обучающихся, их родителей. Это имеет большое значение для обучающегося, выбирающего себе программу, т.к. существенно увеличивается количество информации для анализа и принятия решения. Так, в ходе нашего телекоммуникационного проекта, произошло незапланированное открытие одной из возможных форм навигатора дополнительного образования детей.

Итоговый продукт проекта – карта-навигатор дополнительного образования Омской области (рисунок 2), содержащая информацию о пятидесяти дополнительных общеобразовательных программах, доступных и актуальных для разных категорий обучающихся, представлена в сети Интернет [https://www.google.com/maps/d/viewer?hl=ru&hl=ru&authuser=0&authuser=0&mid=1X8mjbPesl3rT99H9uvuPzkOtyL4]. Карта также доступна для общего пользования на сайте проекта «Как разработать навигатор дополнительного образования Омской области?» [https://sites.google.com/site/kakrazrabotatnavigator/]. За время её создания карта-навигатор уже набрала более 500 просмотров в сети Интернет, что говорит о популярности таких информационных ресурсов.

Особо активное участие в создании карты-навигатора приняли специалисты бюджетных учреждений Омской области дополнительного образования "Омская областная станция юных натуралистов" и "Омская областная станция юных техников", муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования “Исилькульский детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр” и "Центр развития творчества детей и юношества "Ровесник" Омского муниципального района", бюджетных учреждений дополнительного образования города Омска "Центр развития творчества детей и юношества "Амурский" и "Городской Дворец детского (юношеского) творчества".

 

Рисунок 2. Карта-навигатор дополнительного образования Омской области

Презентации программ, получившие в проекте положительную экспертную оценку участников и модераторов, уже представлены на открытом информационном портале программ дополнительного образования детей «Навигатор» сайта БОУ ДПО «Институт развития дополнительного образования детей Омской области» [http://irooo.ru/], где обучающиеся и родители могут с ними познакомиться.

Так, в ходе телекоммуникационного проекта, его участники получили опыт работы с электронными экспертными формами, презентациями и картами-навигаторами сервисов сети Интернет, а также опыт взаимодействия в виртуальном профессиональном сообществе. Они внесли существенный вклад в разработку идей по созданию навигатора программ, позволяющего обеспечить свободу выбора содержания дополнительного образования через многообразие программ и форм их реализации, актуальных для разных возрастных категорий обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ОВЗ и др.

Несмотря на то, что телекоммуникационный проект завершился, сайт проекта «Как разработать навигатор дополнительного образования Омской области?» [https://sites.google.com/site/kakrazrabotatnavigator/] доступен для педагогов в сети Интернет и они могут воспользоваться экспертной картой и другими заданиями проекта, чтобы презентовать свою дополнительную общеобразовательную программу и пополнить навигатор дополнительного образования детей Омской области. Продолжит свою работу и сетевое сообщество педагогов, т.к. оно тоже неожиданно стало одним из важных продуктов проекта, ресурсом, позволяющим развивать компетентность специалистов дополнительного образования и во взаимодействии решать стоящие перед ними актуальные профессиональные проблемы.

Лобода Мария Михайловна, методист кафедры воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья БОУ ДПО "ИРООО"

rid-omsk.irooo.ru

МБОУ ДО ЦД(Ю)ТТ "Сфера" городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Рекомендации по заполнению карточки программы

1. Текст в каждом поле начинаем с заглавной буквы.

2. Кавычки используем такие: « и ».

3. Тире и дефис. Дефис короткий, а тире – среднее (как здесь. Обычно на клавиатуре оно формируется нажатием комбинации «Alt+0150»).

4. Стараемся давать уникальные названия программам (чтобы выделить именно вашу  среди нескольких десятков предложений других организаторов по программам схожего профиля).

5. Хорошо, если название показывает специфику/особенность программы, однако слишком длинное название мало кто запомнит (ограничение – 65 символов).

6. Более подробное описание содержания учебной программы даем в поле «Краткое описание» (до 140 символов).

7. Обязательно указываем полный адрес места проведения занятий (обязательно с городом) – это повлияет на корректное отображение программы при поиске по карте.

8. Полное описание программы должно быть интересным и понятным, его задача увлечь, заинтересовать пользователя захотеть принять участие в том, что он видит и читает.

9. Выберите наиболее подходящие к вашей программе направленность и профиль – на сайте она попадёт в соответствующий раздел.

10.Изображение, выбранное для обложки, должно иллюстрировать деятельность, с которой связана программа, и не содержать каких-либо надписей.

Как заполнить в карточке программы вкладку «Описание», чтобы пользователи легко прочитали текст и заинтересовались занятиями?

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ОПИСАНИИ:

1. Уникальный текст.

2. Связный текст, не афиша.

3. Указание тематической направленности программы в названии – спортивное..., танцевальная..., театр..., музыка... и прочее.

4. Полезная для пользователей информация о программе, что называется, «без воды».

5. Максимально полная информация о программе – о чем она, почему актуальна, в чем её особенность, польза, как проходит, кто проводит и прочее. Старайтесь заполнить все поля в карточке (особые условия, преподаватели, материально-техническая база).

В ОПИСАНИИ РЕКОМЕНДУЕМ ИЗБЕГАТЬ:

1. Орфографические и пунктуационные ошибки.

2. Местоимения «вы», «ваши» (дети). «Вы» и «ваши» воспринимается как навязывание.

3. Уменьшительно-ласкательные слова: детишки, деточки, ребятки, мамочки,сказочка, рассказик и подобное.

4. Повторения одного слова в одном абзаце. Например: «Веселого Деда Мороза всегда весело встретить на веселом новогоднем празднике!»

5. Штампы, канцеляризмы: данная (программа), во избежание, имеет место, вышеперечисленные, выявление, нахождение, по окончании, является и прочее.

6. Указание на сезон, если Программа проводится в течение всего года.

7. Обилие восклицательных предложений. Эмоции хороши в меру, поэтому в одной карточке оставляем не более 1-3 восклицательных предложений.

8. Обилие риторических вопросов. Допустимо иногда дать по 1-2 наводящих вопроса для вступления, но не в каждой карточке. И никогда не даем вопросы негативного характера: Устали сидеть без дела? Не с кем оставить ребенка?

9. Слишком мало текста. Объем основного описания – минимум 500 символов. Стоит аккуратно выполнять это условие, не придумывая хитростей, как набрать требуемые 500 символов.

10. Слишком много текста. Все-таки это рекламный текст, поэтому излагаем мысли кратко и понятно, без лирики. Несколько эпитетов и восклицаний, небольшая история для затравки, яркое заключение – нужны, но не более того. 3-4 абзаца текста (1/2 экрана) вполне достаточно пользователю, чтобы принять решение.

11. Длинные абзацы. 1 абзац – 3-5 строчек. Длинные абзацы разбиваем на короткие для лучшего восприятия текста. Между абзацами оставляем пустую строку.

12. Скобки и сноски. Предложения формулируем так, чтобы пояснения и дополнения к основному тексту органично в него вписывались. Или для дополнительной информации используем дополнительные поля: Особые условия и другие.

13. Дублирование информации в разных полях карточки: Основное описание, Особые условия и другие.

14. Повторение в тексте условий, указанных в других полях карточки: размер группы, возрастные ограничения, продолжительность мероприятия и другие.

15. Номерной рубрикатор (1. 2. 3.). Пишем не инструкцию, а красивое описание, поэтому используем «во-первых», «во-вторых» или изящные буллиты «•».

16. Шрифтовые выделения: курсив, полужирный шрифт, Caps Lock.

17. Сокращения: руб, мин, чел, т.д., пр. и другие. Допустимо сокращать только меры веса и длины: кг, г, км, м.

 

18. Смайлики. Оставим смайлики для нашего общения в социальных сетях, почте и чате модерации в карточке программы ))

 

При публикации программы в навигаторе необходимо заполнить:

1. Полное наименование – наименование программы так, как оно принято внутри

организации (установлено в приказах, например)

2. Публичное наименование – наименование программы или мероприятия, до 65

символов. Рекомендуется заполнять так, как понятно будет родителю, без

аббревиатур и сокращений.

3. Краткое описание – краткое описание до 140 символов.

4. Продолжительность всей программы.

5. Возраст, от – минимальный возраст участников, полных лет.

6. Возраст, до – максимальный возраст участников, полных лет.

7. Размер группы – максимальный размер группы, чел. Минимальный размер

группы всегда 1.

8. Форма обучения (выбор из следующего):

1) очная;

2) очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий;

3) заочная;

4) дистанционная.

9. Адрес проведения – с указанием района и населенного пункта (или указать «По

адресу заказчика»)

10. Описание – подробное описание программы, не менее 200 знаков.

11. Учебный план – текстовое поле.

12. Цель программы - текстовое поле.

13. Ожидаемые результаты - текстовое поле.

14. Материально-техническая база - текстовое поле.

15. Стоимость - текстовое поле.

16. Преподаватели – ФИО и достижения преподавателей.

17. Особые условия – если есть ограничения на участие детей.

18. Расписание – дни и время начала занятий. Например – «каждый понедельник 16-

00».

19. Даты начала программы в учебном году – в формате дд.мм.гггг. Если несколько

дат, то через запятую.

20. Направленность/Профиль:

Социально-педагогическое

Волонтёрская работа

Профессиональная ориентация

Психология

Социальная адаптация

Школа актива и/или РДШ

Военно-патриотические и гражданско-патриотические объединения

Естественно-научное

Астрономия

Биология

Геология

Математические предметы (математика, программирование)

Медицина

Экология

Экономика

Фармакология

Физика

Филология

Химия

Художественное

Авторская песня

Вокальное искусство

Декоративно-прикладное творчество

Изобразительное искусство

Инструментальное музицирование

Мода

Общие знания

Театральная деятельность

Фотостудии

Хореография

Хоровое пение

Художественная обработка материалов

Цирковое искусство

Эстрадное пение

Физкультурно-спортивное

Акробатика

Бадминтон

Биатлон

Водные виды спорта

Гимнастика

Гребля

Единоборства

Игровые виды спорта

Командные спортивные игры

Конькобежный спорт

Легкая атлетика

Лыжные гонки

Мотоциклетный спорт

Настольные спортивные игры

Настольный теннис

Парашютный спорт

Парусный спорт

Пауэрлифтинг

Подвижные спортивные игры

Пулевая стрельба

Спортивная хореография

Спортивное скалолазание

Теннис

Тяжелая атлетика

Фехтование

Фигурное катание

Экстремальные виды спорта

Туристско-краеведческое

Туризм и краеведение

Туризм и экология

Спортивный туризм

Техническое

3D моделирование, прототипирование

Информационные технологии

Картинг

Мультимедия студии и киностудии

Макетирование и прототипирование в архитектуре

Моделирование (авиа-, судо-, авто-)

Начальное техническое моделирование

Парапланеризм

Программирование

Радиотехника, радиоэлектроника

 

Робототехника

cdutt.xyz

Программы дополнительного образования школьников, Программы – “Навигатор Образования”

Дополнительное образование в школе является эффективным инструментом выявления природных способностей ребенка, формирования его личности и профессионального самоопределения школьника. Поэтому в современных общеобразовательных организациях стараются уделить внимание не только обязательной программе обучения, но и организации системы дополнительного образования, об особенностях которой мы сегодня и поговорим.

Дополнительное образование в школе является эффективным инструментом выявления природных способностей ребенка, формирования его личности и профессионального самоопределения школьника. Поэтому в современных общеобразовательных организациях стараются уделить внимание не только обязательной программе обучения, но и организации системы дополнительного образования, об особенностях которой мы сегодня и поговорим.

На сегодняшний день в педагогике используется огромное количество образовательных программ. Но все они отображают основные функции и качества дополнительного образования, которые заключаются в:

  • актуальности – ориентированность на выявление и решение наиболее важных вопросов;
  • рационалистичности – определение целей и вариантов, способствующих достижению максимального эффекта;
  • прогнозируемости – соответствие требованиям современности и регулярно корректирующимся внешним факторам;
  • реалистичности – соответствие денежным, кадровым и временным обоснованиям;
  • определении эффективности – своевременное выявление программ дополнительного образования, не соответствующих реальному состоянию дел.

Какие задачи решает дополнительное образование в школе?

Отметим, что в отличие от внеклассной деятельности (кружки и секции), которая в основе своей призвана организовать досуг школьников и развитие их природных талантов и способностей, дополнительное образование решает сразу несколько задач:

  • обеспечение гармоничного психо-эмоционального состояния каждого ребенка и создание комфортной атмосферы внутри детского коллектива;
  • компенсация видов деятельности и направлений, отсутствующих в обязательной образовательной программе, но интересных детям;
  • развитие личностных качеств и тяги к познанию неизвестного;
  • расширение коммуникативных и индивидуальных данных детей, а также их одаренности и личностной культуры;
  • коррекция психофизического состояния учеников и компенсация их асоциального поведения;
  • закрепление знаний и навыков, приобретенных в процессе изучения обязательной образовательной программы, и фиксация технологий их применения.

Благодаря программам дополнительного образования дети получают возможность проявить свои способности с раннего школьного возраста, что позволит им в дальнейшем избежать многих ошибок как в ходе профессиональной деятельности, так и на жизненном пути. При этом разнообразие программ дополнительного образования в школе способствует саморазвитию школьников, улучшению их дисциплины, развитию коммуникабельности и чувства ответственности за свои поступки.

Наиболее популярные программы дополнительного образования

Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:

  • физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы. Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
  • экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
  • робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике. Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
  • естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
  • культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.

Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.

Основные категории программ дополнительного образования

Программы дополнительного образования детей делятся на несколько основных категорий:

  • Типовая – эталон и норматив определенного направления обучения, утвержденный Министерством образования и науки РФ;
  • Модифицированная – адаптированная под конкретную общеобразовательную организацию программа, учитывающая все особенности и специфику школы;
  • Экспериментальная – предусматривает внедрение инновационных педагогических технологий, а также изменение содержания и методов педагогических канонов обучения;
  • Авторская – разрабатывается одним педагогом или отдельно взятым педагогическим коллективом с применением как классических, так и новаторских средств решения проблем образовательного процесса.

Проблемы системы дополнительного образования в школе

Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин "дополнительное образование" воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.

Напомним: Внеклассная деятельность – это занятия в кружках и секциях, не связанных с обязательной программой обучения, которые проводятся в свободное от учебы время. Дополнительное образование – это занятия на факультативах и участие в мероприятиях, являющихся составной (вариативной) частью общеобразовательного процесса, которые могут проводиться параллельно с учебой.

Чтобы "отчитаться" о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.

Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Навигатор дополнительного образования Пермского края — Детская Школа Искусств

Преимуществом системы дополнительного образования является, прежде всего, добровольность выбора образовательной программы и места ее реализации, что позволяет наиболее эффективно развивать способности детей, их таланты и интересы. В связи с этим, система дополнительного образования мобильно меняется в соответствии с социальным запросом и современной социокультурной ситуацией. Однако, выбрать направление и специфику занятий бывает не так просто.

В рамках федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на территории Пермского края внедряется краевая автоматизированная информационная система «Навигатор дополнительного образования Пермского края».

Навигатор представляет собой каталог всех кружков, секций и курсов, доступных детям на всей территории Прикамья. Родители смогут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями.

Выбор программы

Для подбора подходящей программы можно воспользоваться гибким поиском по каталогу. Для этого необходимо выбрать «Муниципалитет», «Организатора» и одно из шести основных направлений занятий. В каждом разделе есть дополнительные профили учебных программ. Остается только ввести возраст ребенка и выбрать понравившуюся программу.

Все секции и кружки можно отсортировать по количеству положительных отзывов. Перейдя в режим поиска по карте можно увидеть, где находятся места проведения занятий, выбранных программ.

Личный кабинет

Родитель может ознакомится с учебным планом, расписанием занятий и записать своего ребенка в понравившуюся секцию, кружок, детское объединение. Для этого необходимо заполнить форму регистрации на сайте и нажать кнопку «Записаться» под выбранной программой. В личном кабинете будет храниться информация о всех программах дополнительного образования, которые посетит ваш ребенок.

Для удобства в личном кабинете можно будет найти информацию о предыдущих записях ребенка и посещаемости занятий. А также посмотреть всю историю посещения образовательных программ. Раздел с информационными материалами поможет родителям оставаться в курсе всех новостей в области дополнительного образования. Доступ к сайту может осуществляться с компьютера или мобильного телефона, что позволяет оставаться в курсе образования своего ребенка в любое время.

Также родители могут оставлять отзывы о представленных на сайте программах, что окажется полезным для других родителей при выборе наиболее интересных и полезных занятий. Образовательным организациям поможет получать обратную связь о качестве реализации программ, работе педагога и уровне удовлетворенности родителей.

Работать с навигатором просто и удобно.

Программы «Детской школы искусств» на сервисе «Навигатор ДО» → Перейти на сайт navigatordo.ru

chdshi.ru

Всероссийский навигатор дополнительного образования

19.06.2017

Общероссийский народный фронт начал работу над Всероссийским навигатором дополнительного образования в рамках реализации проекта «Равные возможности – детям». Координатор проекта - руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

По словам координатора, на едином ресурсе родители смогут найти все имеющиеся возможности для дополнительного образования своих детей – государственные и частные кружки, волонтерские центры, клубы и секции при вузах, занятия на территории работодателей, кружки, организуемые НКО.

Благодаря проекту «Равные возможности – детям» планируется охватить 1,5 млн детей, которые сегодня не получают дополнительное образование, и привлечь 40 тыс. волонтеров. Это значит, что в каждом регионе к реализации образовательных программ должны быть привлечены не менее 500 человек, которые готовы делиться с детьми своими знаниями и опытом. На данный момент сформировано более 60-ти региональных команд проекта.

Любовь Духанина подчеркнула, что полноценными участниками дополнительного образования детей должны стать некоммерческие организации, а как минимум 600 тыс. родителей – получить возможность водить туда ребенка за счет бюджета. Создать доступ НКО к бюджетным средствам и увеличить доступность дополнительного образования позволит, по мнению Духаниной, использование именного сертификата как в муниципальных, так и в частных организациях.

Всероссийский мониторинг доступности дополнительного образования показал, что треть детей не посещают никаких дополнительных занятий, 29% – посещают кружки или секции полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них – два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18% детей занимаются полностью платно. Из общего объема развивающих занятий, о которых рассказали родители, платные составили 41,5%, бесплатные – 58,5%.

В ходе исследования 30% родителей сообщали об отсутствии бесплатных кружков в их населенном пункте, еще 19% – об отсутствии доступной информации о таких кружках. Особенно острый дефицит в доступном дополнительном образовании испытывают родители дошкольников.

Мониторинг доступности дополнительного образования показал, что за участие волонтеров в реализации программ допобразования высказались 11 тыс. родителей из 22,5 тыс. опрошенных. 50% родителей считают, что волонтеры способны значительно повысить доступность дополнительного образования детей. Некоторые родители сами выражают желание заниматься волонтерской деятельностью.

По сообщению пресс-службы ОНФ, в сентябре планируется запуск пилотной версии единого ресурса о дополнительном образовании.

Источник: ГлавСправ

edu.glavsprav.ru