НОВОСТИ

Новые приложения для Android. Spyglass — незаменимое для туристов, геологов, охотников и рыбаков приложение для профессиональной GPS оффроад навигации. Профессиональные навигаторы для геологов


Статья "Любительские GPS - профессиональные ГИСы" из журнала CADmaster №5(20) 2003 (дополнительный)

Более двух десятков лет Министерство обороны США в рамках программы развития спутниковой навигации развивает систему GPS — Global Position System. По идее, каждый боец нашего бывшего потенциального противника должен быть обеспечен персональным навигатором. Не знаю, насколько американцы продвинулись в этом вопросе, но в «конверсионном» виде эти аппараты получили широкое распространение для «гражданской» навигации. Многие туристы давно и успешно используют наладонные модели GPS-приемников.

Мое знакомство с GPS-приемником фирмы Garmin началось именно с такого варианта. Но, как оказалось, персональные навигаторы туристического класса могут пригодиться не только для сбора грибов или постановки сетей на Ахтубе (тех самых сетей, на которые, посетив Астрахань, справедливо сетовал Владимир Владимирович).

GPSmap196 GPSmap2010-2010C
LEGEND VISTA

Один мой знакомый занимается проектированием низковольтных сельских электросетей и документированием существующих. Документация, которую он принял, пребывала, мягко говоря, в плачевном состоянии. Многое пришлось восстанавливать. Тогда-то ему и пришло в голову использовать любительский навигатор. Миллиметровая точность его не особенно волновала, так что за пару дней он выполнял работу, на которую обычно уходило до месяца. Практика показала, что точность до 5−7 метров в рамках такой задачи совершенно достаточна.

Еще один пример. Удалось мне заполучить лесхозовскую схему кварталок. Запасы делового леса меня совершенно не интересовали — хотелось получить представление о топологии двух участков, особенно перспективных в плане сморчков. По ходу прорисовки карты (лесхозовскую карту я использовал как подложку) оказалось, что лесные богатства нашей Родины посчитаны с точностью не более 25−30%…

Существуют приборы геодезического класса с сантиметровой точностью и выше, но цена на них составляет тысячи долларов. Позволить себе подобное оборудование может не всякая организация, тем более если геодезические съемки не являются ее основной задачей. Впрочем, дело не только в оборудовании: квалифицированный геодезист обычно желает получать хороший оклад…

Можно сделать вывод, что GPS туристического класса незаменимы в оценочной, если можно так выразиться, съемке местности. Инспектору-экологу можно просто выдать GPS и проинструктировать: «Нашел несанкционированную свалку или взял образцы воды/воздуха/почвы для химического анализа — нажми эту кнопку».

Хорошо, данные мы собрали, а что делать дальше? Существует несколько программ для обработки любительских полевых съемок. Как правило, они имеют туристический уклон: вы имеете растровую карту (атлас, карту из клуба и пр.), и надо либо наложить на нее пройденный маршрут, либо создать новый. Геоинформационной системой такую программу можно назвать с натяжкой. И уж, конечно, при помощи подобных программ невозможно выпустить документацию.

Autodesk Land Desktop

Как известно, в машиностроительных программных комплексах Autodesk является признанным лидером, так как открытая архитектура AutoCAD позволяет использовать его не только по основному профилю (задумывался он именно как пакет подготовки графической документации для машиностроения). Существуют фирменные надстройки, оформленные как отдельные пакеты и ориентированные на решение геодезических, архитектурных, инженерно-строительных и других задач.

Несомненно, главным преимуществом всех пакетов от Autodesk является полная совместимость документов. На геоподоснове можно продолжать проектирование здания, на созданном чертеже здания — развести электропроводку. И так до получения полного комплекта документации.

Почему я выбрал именно Land Desktop? Наверное, более уместно не вдаваться в долгие рассуждения, а привести пример.

Если мне надо подготовить макет брошюрки, я, не будучи профессиональным верстальщиком, не стану связываться с Adobe PageMaker. Приятно чувствовать себя Леонардо да Винчи или Ломоносовым, но мы живем в сумасшедшем мире, и объять необъятное не представляется возможным. Я запущу старый добрый Word, при помощи которого написано столько бумажек. Придется разобраться в некоторых тонкостях верстки, зато в результате я могу даже вывести у себя дома на лазерном принтере пленки для типографии (а наверняка ведь и цветоделение можно сделать?..).

Так и с AutoCAD. Не будучи геодезистом (на момент приобретения GPS мои познания в геодезии были ограничены курсом военной кафедры), я вполне уверенно чувствовал себя как конструктор-электрик. Попытка разобраться со специализированными пакетами типа MapInfo и некоторыми другими повергли меня в полную тоску. Значит, кроме AutoCAD, другого пути получить карту, похожую на Конструкторскую Документацию, а не на рисунок первоклассника в графическом редакторе Paint, у меня и не было.

Во-вторых, Autodesk Land Desktop — именно геоинформационная система. Это преимущество не менее важно, чем легкий старт для любителя (а инженера из управы, которому вменили в обязанность заняться учетом детских песочниц, иначе как любителем не назовешь).

Autodesk Land Desktop хранит данные, связанные с полевыми съемками и топологией местности, в базе данных. Под «базой данных» следует понимать именно СУБД (система управления базами данных). В данном случае это ядро Microsoft Jet — основа всем известной СУБД Microsoft Access. Не будем обсуждать достоинства и недостатки этого программного продукта. Единственное, что нужно отметить: Access — как СУБД — это не лучший вариант, но при работе с Autodesk Land Desktop мы его явно не видим и по большому счету вовсе не обязаны представлять себе, что это такое. Если производительности системы нам не хватает, Autodesk Land Desktop дает возможность использовать всю мощь такого монстра, как Oracle. С другой стороны, для начального уровня применение таких средств — это уже стрельба из пушки по воробьям. На более-менее приличной машине Access за терпимое время справляется с четвертью миллиона точек.

Поскольку данные хранятся в базе, мы получаем все возможности, предоставляемые СУБД. Например, с помощью встроенного в Land Desktop редактора запросов (термин «запрос» в данном контексте следует понимать как понятие из структурированного языка запросов SQL) мы можем получить любую информацию, подсчитанную по любому сценарию. Вообще осознать всю мощь языка запросов совсем не просто: пользователь часто ограничен не столько скудостью информации, сколько неумением правильно составить запрос.

Что такое персональный навигатор?

Для начала — краткое описание принципа работы системы спутниковой навигации. На орбите находится более трех десятков спутников, которые вращаются под определенным наклоном к плоскости экватора. (Кстати, отечественный ГЛОНАСС не работает именно из-за того, что СССР развалился прежде, чем мы успели запустить необходимое количество спутников.) Спутники расположены так, что в любой момент над головой наблюдателя их не менее трех. Точно синхронизированные передатчики каждого спутника передают пакеты данных, содержащие информацию о номере спутника, времени, параметры различных поправок и некоторую другую информацию.

Приемник представляет собой наладонный микрокомпьютер с как правило двенадцатиканальным приемником и с полноценным набором всех элементов (процессор, память, дисплей, порт), свойственных компьютеру. В ПЗУ микрокомпьютера прошита программа, которая управляет радиоприемником и обрабатывает полученные данные. Время запаздывания сигнала при прохождении от спутника до точки съемки служит основой для вычисления местоположения наблюдателя.

Данные о местоположении обрабатываются программой, сохраняются в памяти и отображаются на дисплее прибора. Как правило, дисплей представляет собой жидкокристаллический экран с вполне солидным разрешением: на нем может показываться не только различная текстовая информация, но и карта, предварительно загруженная в память. В зависимости от объема памяти или наличия сменных внешних модулей карта может быть весьма детальной и охватывать значительные площади.

Навигаторы сохраняют в своей энергонезависимой памяти (сели батарейки — информация все равно сохранится) траекторию движения наблюдателя. Могут запоминать особые точки, снабженные пользовательским комментарием. Решающим фактором в данном случае опять же оказывается размер памяти прибора — некоторые модели могут запоминать до 10 тысяч точек.

Модельный ряд навигаторов туристического класса (производители применяют термин «outdoor») достаточно широк, и выбор конкретной модели зависит от предполагаемого использования. Цены, как правило, терпимые: от 200 до 800 долларов США.

Точность определения местоположения

До недавнего времени американцы вносили в сигнал, предназначенный гражданскому потребителю, случайную ошибку. Величина ее составляла порядка 70−100 метров. Считалось, что в таком случае террорист или шпион не сможет точно определить местоположение интересующего его объекта. Не знаю, что побудило правительство США снять принудительное искажение координат, но в настоящий момент всё отображается как есть.

Любительские приборы используют такую схему обработки данных, которая при идеальном приеме и максимальном количестве видимых спутников может давать ошибку порядка пяти метров. Точность определения местоположения может ухудшаться при ослаблении сигнала от спутника — например, густыми кронами деревьев, неблагоприятным расположением самих спутников и прочими факторами. Облачность и дождь, как правило, не дают заметного снижения точности, но очевидно, что GPS не будет работать в помещениях и под землей.

Узкое место навигаторов — точность определения высоты. Она тоже составляет от пяти метров и больше, но если по горизонтали такая ошибка часто непринципиальна, то по вертикали она уже совершенно неприемлема. Как пример приведу свою попытку моделирования зоны покрытия сотовой связи. Решил посчитать, будет ли у меня работать на даче телефон или нет. Сравнил с картой покрытия, взятой с сайта оператора, — топология совпадает полностью. А распределение мощности сигнала совершенно не соответствует ни заявленному, ни фактическому…

Именно из-за погрешности по вертикали бытовые навигаторы категорически запрещено использовать при взлете-посадке в авиации.

Полагаться на стопроцентную точность и гарантированную работоспособность GPS (не пользовательского оборудования — всей системы в целом) не стоит. Нестабильность в мире и последние события вроде войны в Ираке могут побудить правительство США в любой момент снова ввести принудительную случайную погрешность определения местоположения, а то и вовсе заблокировать гражданскую аппаратуру. С другой стороны, мир уверен в надежности системы GPS: многие современные иномарки оснащены навигационной системой, бурно развиваются противоугонные системы с локацией… Вместо вывода процитирую сообщение, которое появляется на экране GPS при загрузке его операционной системы. В вольном переводе оно звучит так: «Все данные приводятся как справочные. Если вы заблудились — пеняйте на себя».

В каком виде GPS представляет местоположение?

Единицей, хранимой и обрабатываемой аппаратом спутниковой навигации, является точка. Точка имеет несколько свойств. Главными являются широта, долгота и высота. Комментарии, пиктограммы и некоторые другие свойства относятся к необязательным.

Для стандарта GPS принята так называемая система WGS (World Geodetic System). Имеется несколько редакций системы — на сегодня наиболее популярной является WGS84.

Координаты именно этой системы указывал Жюль Верн, описывая похождения своих героев. По сути дела, это представление координат точки в формате широта-долгота, добавляется третья координата — высота над поверхностью геоида. Как известно, Земля представляет собой не идеальный шар, а некое тело, которое можно формализовать как эллипсоид вращения (наиболее точное математическое представление в рамках сегодняшней науки), имя которому — геоид. Существует множество математических моделей геоида и систем координат. Впрочем, не будем углубляться в высшую геодезию…

GPS хранит данные именно в формате WGS, а представление всех иных проекций получается пересчетом данных по особому алгоритму. В отечественной геодезии для топографических карт принято представление Гаусса-Крюгера, это одна из разновидностей равноугольной проекции Меркатора. Существует отличный электронный справочник «The European Petroleum Survey Group» (EPSG), который можно найти на сайте www.epsg.org. В нем приведены предельно ясные и пригодные непосредственно для записи в алгоритмическом виде формулы. Никакой теории и высшей математики — только синусы, корни и степени.

Работа с навигатором

Случилась со мной как-то одна история. Начал я исследовать возможности своего сотового телефона. Так нажимал и сяк. Одним словом, выбрал я языком диалога иврит. Ну был бы хоть португальский, хоть венгерский, выбрался бы — термины-то интернациональные. А так всё. И обратно никак…

С GPS такого произойти не может. Здесь всё проще.

На самом деле пугающее название «Спутниковая навигация» не таит в себе ничего сложного для конечного потребителя. Естественно, у непосвященного человека сразу возникают образы тарелок типа НТВ+, или, того хуже, чего-то военного — на базе «КамАЗа» и с антеннами. Не буду пересказывать здесь наставления по работе с персональным навигатором, но замечу, что руководства к некоторым моделям сотовых телефонов куда объемнее и запутанней.

Для уверенной работы с персональным навигатором совершенно необходимо разобраться в основах геодезии. А вот здесь ситуация довольно сложная: я не смог найти ни одного популярного издания, все курсы лекций по высшей геодезии излишне перегружены математикой. Поэтому перечислю основные понятия.

  • Широта — это количество градусов от экватора до точки.
  • Долгота — количество градусов от Гринвичского меридиана до точки.
  • Гаусс-Крюгер, он же Меркатор, он же UTM (Transvers mercator) — общепринятая в отечественной геодезии картографическая проекция, только единицы измерений даны не в градусах, а в метрах.
  • WGS — это геоцентрическая проекция с началом системы координат в центре масс Земли: широта, долгота (градусы), высота (метры или футы) над поверхностью геоида.
  • Datum — «нулевая точка отсчета» или начало системы координат. В отечественной геодезии принята система отсчета «Пулково» с разными редакциями. Фактически это поправка: насколько надо сдвинуть и повернуть координаты, чтобы всё совпало. GPS может пересчитывать координаты автоматически.
  • TraсkLog — цепочка точек — траектория вашего перемещения.
  • Waypoint — отметка, сделанная пользователем. Снабжена комментариями.

И ВСЁ!!!

Теперь можно выйти во двор и смело нажимать кнопки. Обычно через полчаса «туман» рассеивается.

Замечание по поводу «русификации». В фирменной прошивке русскоязычный диалог не предусмотрен. Существуют самодеятельные прошивки, поддерживающие кириллицу и имеющие русскоязычный диалог, но к подобным «доработкам» я отношусь резко отрицательно. Выучить полтора десятка английских слов совсем несложно. А последствия от заливки «исправленной» прошивки непредсказуемы: как минимум — некорректная в мелочах работа, как максимум — загубленный аппарат.

Как связать Autodesk Land Desktop с персональным навигатором?

Персональные навигаторы фирмы Garmin имеют разъем для подключения к последовательному порту компьютера. GPS — оборудование достаточно специфическое, и ни одна версия Windows это устройство не поддерживает.

Autodesk Land Desktop имеет модуль обмена с геодезической аппаратурой. Естественно, о GPS туристического класса там нет ни слова. Пользоваться импортом в проект внешних данных из файла произвольного формата довольно хлопотно, зачастую не дает однозначных результатов и к тому же требует нестандартных подходов.

Соответственно, первым этапом решения задачи стыковки и передачи данных должно стать написание программы, осуществляющей подготовку команд навигатору, прием и расшифровку данных. Основой для написания такой программы служит фирменное описание протокола Garmin (опубликовано на сайте www.garmin.com). Документ этот, хотя и содержит всю необходимую информацию, составлен на удивление бестолково. Руководство по программированию интерфейса Garmin-PC я основательно переработал, снабдил примерами и опубликовал на сайте www.olexa.com.ua.

Вторым шагом будет передача данных в проект Autodesk Land Desktop.

Можно использовать два подхода. Если придерживаться первого из них, нужно сначала сохранять данные в промежуточной БД, а потом подключать ее к проекту. Как коллектор данных можно использовать Microsoft Access, даже лицензионная копия которого стоит заметно меньше, чем пакет семейства AutoCAD. Как я уже говорил, Autodesk Land Desktop хранит координаты точек в базе Access — как ни странно, версии 97-го офиса (сохранение базы в формате двухтысячного офиса делает базу невидимой для AutoCAD). Несложными операциями можно собрать из разрозненных баз одну, подключив ее к проекту.

Второй подход позволяет напрямую помещать данные в проект, используя написанный для этой цели макрос.

Макрос представляет собой написанную на Visual Basic for Application программу, которая может как загружаться самостоятельно, так и быть встроенной в проект.

Надо отметить, что появление встроенного VBA в семействе двухтысячных AutoCAD является прорывом. Несомненно, LISP давал большие возможности, но для усвоения пользователем он был тяжеловат. Другая и не менее важная возможность, предоставляемая VBA, — это полная интеграция со всеми современными приложениями для Windows.

Чрезвычайно тщательно составленная справочная система по программированию приложений VBA для Autodesk Land Desktop с огромным количеством примеров позволяет с ходу приступать к программированию.

Как язык программирования объектно-ориентированных приложений VB — далеко не лучший вариант. Преимущество встроенной в проект программы состоит в том, что при передаче подготовленного документа или шаблона заказчику не требуется проводить никаких настроек и инсталляций.

Исходя из вышеперечисленного, напрашивается единственный способ решения задачи.

Программа передачи данных из GPS в проект Autodesk Land Desktop должна быть написана на VBA. Она может быть оформлена как отдельный модуль *.dvb, загружаемый при необходимости. Ее можно встроить непосредственно в проект, расчленить на несколько модулей. Проект можно закрыть для конечного пользователя во избежание несанкционированной модификации.

Самым сложным моментом в написании такой программы является создание подпрограммы ввода-вывода для Com-порта. Как ни странно, VBA не предоставляет разработчику возможностей программирования последовательных портов. Существует несколько способов решения этой задачи. Я не стал выдумывать ничего изощренного — вызвал напрямую функции ядра Windows.

Функции такой программы могут охватывать все возможности, предоставляемые протоколом обмена Garmin.

Возможно осуществлять двустороннюю передачу данных между навигатором и проектом Autodesk Land Desktop. Возможно динамическое отслеживание местоположения наблюдателя, снабженного мобильным компьютером.

Отдельной и не рассматриваемой здесь задачей является создание векторных карт, загружаемых в некоторые модели навигаторов.

Резюме

Персональные навигаторы появились на нашем рынке совсем недавно. Суровая отечественная действительность и привычка наших специалистов нетрадиционно, совмещая несовместимое, подходить к решению всех проблем иногда дает очень интересные результаты. Так и вышло с бытовыми GPS и ГИС-комплексами самого высокого уровня.

Совместить их не только можно, но и совсем нетрудно. Будет ли от этой связки экономический эффект? Думаю, что да. Часто мы даже не знаем, что и где лежит у нас в собственном гараже. Что же говорить об интересных и важных задачах, связанных с точным и, самое главное, оперативным (используя удаленный мобильный доступ в Сеть — моментальным) нанесением на карту текущей экологической, метеорологической и прочей обстановки. Лесные пожары, наводнения — часто ведь бывает, что компетентные органы узнают о происходящем от журналистов…

Вот только конструкторская направленность семейства продуктов от Autodesk не позволяет добиться зрелищности представления картографических проектов. Правда, я не такой тонкий знаток этой стороны вопроса — может, кто меня и поправит…

www.cadmaster.ru

Последние модели GPS-навигаторов

Основным отличием GPS навигатора и GPS приемника является способность переработки полученных сигналов от спутника в нужную информацию – построение или запоминание маршрутов передвижения, отметка точек маршрута и многое другое. GPS-приемник функцию «думать» не имеет – он только принимает сигнал и передает информацию о конкретной точке нахождения, но всегда является составным элементом любого навигатора.

Существует несколько типов GPS навигаторов – портативные (или карманные), на базе КПК, автомобильные морские и авиационные.

GPS навигаторы карманного типа (ценовой диапазон 100 — 1500$) предназначены для любителей активных путешествий (туризм, рыбалка, охота, сбор ягод и грибов). Они имеют основательную защиту от пыли, механических повреждений (царапин) и влаги, а дорогостоящие модели работают даже после продолжительного нахождения в воде. Такие устройства имеют наибольший ресурс энергопотребления — возможность приобрести новые батареи или подключиться к электросети в лесу или поле есть не всегда. Для этого многие модели снабжены черно-белыми жидкокристаллическими экранами с малым потреблением электроэнергии.

Основные производители портативных навигаторов — Garmin, JJ-Connect, Magellan, Cobra. Устройства позволяют не только осуществлять привязку к путевым точкам (координатам) и маршрутам – они наделены солидным набором сервисных функций и возможностью подключения внешних антенн. Самым доступной карманной моделью навигатора сегодня можно считать смартфон, и последней такой новинкой являются Juno T41, Juno 3B и Juno 3D от компании Trimble.

Навигаторы на базе КПК с GPS-модулем (ценовой диапазон 400 – 2500 $) дают более широкие возможности, так как можно интегрировать в них массу различных модулей — GSM/GPRS, WiFi, Bluetooth. Возможность загрузки в оперативную память (флеш-карту) большого количества карт позволяет путешествовать не по ограниченной площади в несколько сотен квадратных километров, а по всему миру. Недостатка у таких устройств два – все они имеют цветные экраны и потребляют больше энергии (в рабочем режиме они находятся не более 16 часов), и не оснащаются ударопрочными и влагозащищенными корпусами. Исключение могут составить дорогостоящие модели стоимостью от 2000 $.

Самые актуальные модели навигаторов на базе КПК – от производителей Eten, Fujitsu-Siemens, HP, ASUS, Acer и Qtek. Это самый оптимальный вариант для тех, кто не планирует использовать GPS-навигацию активно (использует во время отпуска только при поездках на море или в другой регион).

Последние автомобильные навигаторы с GPS-приемниками можно устанавливать на любом наземном транспорте. Они имеют возможность подключения внешнего приемо-передающего оборудования для автоматической передачи своих параметров перемещения на диспетчерские пункты. Их большой плюс – большой экран (в сравнении с портативными и КПК-навигаторами), наличие кнопок управления в большом количестве и практически неограниченная продолжительность работы (они работают от автомобильного аккумулятора) и мощная приемная антенна. Такие устройства являются хорошими помощниками активным автотуристам и дальнобойщикам при частых автопробегах на большие расстояния по незнакомой местности. Их стоимость находится в пределах 300 – 1500 $, а популярные производители — Fujitsu-Siemens, ASUS, HP, Garmin, JJ-Connect, Acer и Qtek.

Последние морские модели навигаторов оснащены ультразвуковыми эхолотами, сменными дополнительными картриджами с гидрографической и картографической информацией, которая относится к конкретному береговому району. Стоимость морских навигаторов начинается от 600 $ и может составлять несколько десятков тысяч долларов.

Авиационные GPS навигаторы используются для пилотирования летательных аппаратов и встречаются реже, чем приборы для морского транспорта. Но летальные аппараты изначально оснащаются такими системами – они входят в бортовой комплект заводской авиатехники. Стоимость их такая же, как и стоимость морских навигаторов. И морские, и авиационные приборы очень похожи на автомобильные модели, но имеют более богатую комплектацию сервисными функциями.

navigator-gid.ru

Средства спутниковой навигации. GPS навигаторы и Глонасс навигаторы для рыбаков, грибников, охотников

Статья о помощнике рыбака, грибника и охотника, способном запомнить удачное место, надежную якорную стоянку, заправку топливом, а затем привести в это место днем, ночью, в тумане. Он может провести вас по заранее составленному маршруту на реке, на озере или в море, поможет выбраться из леса, определить вашу скорость, пройденный путь, направление движения и многое другое. Этот помощник – приемоиндикатор (приемник и навигатор) спутниковой системы навигации, использующий для определения своих координат информацию, получаемую от расположенных на орбите навигационных спутников Земли.

Принцип работы системы спутниковой навигации

В настоящее время в мире существуют две глобальных системы определения координат – российская ГЛОНАСС и американская NavStar, более известная как GPS (аббревиатура названия Global Position System – глобальная система позиционирования). В настоящее время в полном объеме развернута система NavStar, имеющая на орбите созвездие из 24-х навигационных спутников, обеспечивающих непрерывное навигационное поле на всей поверхности Земли. Система ГЛОНАСС развернута не полностью и пока не обеспечивает постоянного поступления навигационной информации, а приемоиндикаторы, создаваемые отечественными производителями для профессионального судовождения, не пригодны для использования на малых судах. Поэтому в дальнейшем будем знакомиться только с аппаратурой, работающей в системе GPS.

Принцип определения своего места на земной поверхности в глобальной системе позиционирования (GPS) заключается в одновременном измерении расстояния до нескольких навигационных спутников (не менее трех) с известными параметрами их орбит на каждый момент времени, и вычислении по измеренным расстояниям своих координат. Данные о параметрах орбит и системы передаются со спутников и содержатся в т.н. «альманахе», хранящемся в памяти приемника.

Приемоиндикатор системы спутниковой навигации или, как его еще называют, GPS навигатор или приемник GPS (в дальнейшем мы будем пользоваться обоими терминами) принимает сигналы от спутников, измеряет расстояния до них, и по измеренным расстояниям решает задачу определения своих координат – широты, долготы и, при приеме сигналов от 4-х и более спутников – высоты над уровнем моря, скорость, направление (курс), пройденный путь.

Для выполнения этих функций в состав навигатора входят приемник с антенной для приема сигналов, компьютер для их обработки и навигационных вычислений, дисплей для отображения навигационной и служебной информации и клавиатура для управления работой прибора.

Типы приемников GPS

Различают два основных типа приемников – стационарные и носимые.

Стационарные приемники GPS предназначены для постоянной установки в рулевых рубках судов и на приборных панелях катеров. Их характерной особенностью является наличие выносной антенны (хотя иногда встречаются приемники с встроенной антенной) и питание от внешнего источника постоянного тока. Они имеют, как правило, крупные жидкокристаллические монохромные экраны с алфавитно-цифровым и графическим отображением информации.

Стационарные приемники имеют широкие функциональные возможности, особенно профессиональные аппараты для морских судов и геодезии.

Они обладают большим объемом памяти, возможностью решения различных навигационных задач, а их интерфейс предоставляет возможность включения в навигационную систему судна.

Носимые приемники

Как следует из названия, носимые приемники предназначены для работы на ходу – в руке, в кармане, в рюкзаке. Они полностью автономны – имеют малые размеры и вес, встроенную в корпус приемника или внешнюю, устанавливаемую на корпусе, антенну и встроенный источник питания – миниатюрные батареи или аккумуляторы. Такие приемники имеют минимальное количество клавиш, обеспечивающих, тем не менее, достаточно гибкое и оперативное управление. Они имеют полностью герметичный корпус, обеспечивающий надежную защиту от воды и пыли и могут использоваться в самых жестких условиях. Большую популярность носимые приемники получили у рыбаков и охотников, владельцев и капитанов небольших катеров и моторных лодок, спортивных и круизных яхт, т. к. их малые размеры и автономность позволяют использовать их как для штурманской работы в каюте судна, так и в открытой лодке. Такие приемники можно легко положить в карман и спокойно идти с ним в лес, в поле, на рыбалку.

Для расширения возможностей носимых приемников некоторые фирмы изготавливают для них дополнительное оборудование – подставки, кабели для подключения к внешним источникам питания, к другим навигационным приборам и к компьютеру, выносные антенны, стирая тем самым границу между носимыми и стационарными аппаратами.

Отображение навигационной информации

В приемниках GPS используются два способа отображения информации: алфавитно-цифровой и графический (иногда используется термин «псевдографический»). В первом случае для отображения получаемой информации используются цифры (координаты, скорость, пройденный путь и т. п.) и буквенные сочетания, поясняющие цифровые данные – обычно аббревиатуры фраз (например, МОВ – «Man Over Board» или, по-русски – «Человек за бортом!») и сокращения слов (например, SPD – speed – скорость, TRK – Track – трасса), имена путевых точек). Алфавитно-цифровое отображение информации в чистом виде использовалось на начальном этапе развития техники GPS.

Графическое отображение осуществляется с помощью образуемых на экране рисунков, представляющих характер движения носителя (судна, автомобиля, человека). Графика в аппаратах различных фирм практически одинакова и различается, как правило, в деталях. Наиболее распространенными рисунками являются электронный компас (не путать с магнитным!), графический указатель движения, трасса движения, маршруты, символы для путевых точек. Конечно, только одной графикой дело не обходится – попутно на экран могут выводиться координаты судна, курс, направление на путевую точку, скорость и еще масса нужной и полезной информации. В современных приемниках используются оба вида индикации.

Характеристики приемников GPS

Точность определения координат места Точность определения координат места является фундаментальным показателем любой навигационной системы, от значения которого будет зависеть, насколько правильно судно будет следовать по проложенному маршруту и не попадет ли оно на находящиеся поблизости мели или камни.

Точность приборов обычно оценивают по величине среднеквадратической погрешности (СКО) – интервалу, в который попадает 72% измерений, или по максимальной ошибке, соответствующей 95%. Большинство фирм-производителей оценивают СКО своих приемников GPS в 25 метров, что соответствует максимальной ошибке 50 метров.

Для плавания больших судов в узостях и в местах с большим количеством навигационных опасностей существующая точность может оказаться недостаточной. Для такого случая предусмотрен так называемый дифференциальный режим GPS или, иначе, DGPS, уменьшающий ошибку определения места до 5 метров. Для реализации этого режима необходим подключаемый к GPS-навигатору дополнительный приемник для приема дифференциальных поправок, передаваемых специальной станцией. Следует отметить, что режим этот действует в ограниченных зонах, в которых работают наземные станции передачи дифференциальных поправок.

Точность зависит от ряда факторов – от взаимного расположения спутников на данный момент, состояния атмосферы, наличия отражающих радиоволны объектов около антенны приемника, от точности совпадения принятой производителем приемника модели Земли с принятым в России. Большинство навигаторов сами оценивают точность определения координат на данный момент, и полученное значение выводят на дисплей. При превышении заданной ошибки приемник перестанет выдавать координаты и сообщит об этом владельцу.

Навигационные характеристики

Навигационные возможности приемников GPS характеризуют количеством запоминаемых прибором путевых точек, маршрутов и содержащихся в них маршрутных точек. Под путевыми понимаются используемые для навигации характерные точки на поверхности Земли, – промежуточные пункты маршрутов, якорные стоянки, укрытия, навигационные опасности, буи и т. п. Под маршрутом понимается некоторая прямая либо ломаная линия, образованная несколькими точками (как минимум двумя). Вполне очевидно, что чем больше приемник может создавать и хранить путевых точек и маршрутов, тем более сложные задачи он может решать. Например, если при плавании по открытому морю можно ограничиться только двумя путевыми точками, то при движении по извилистым фарватерам с частыми изменениями направления движения может потребоваться несколько десятков. Еще больше точек может потребоваться для рыбаков – помимо путевых точек, они могут записывать в память координаты рыбных мест, камней и коряг, поставленных сеток.

Современные носимые и стационарные приемники GPS могут создавать и хранить, в зависимости от модели, от 500 до 5000 путевых точек и 20–50 маршрутов с 20–30 точками в каждом.

Помимо путевых точек в любом приемнике есть запас точек для записи и сохранения пройденной трассы. Это количество может достигать от 1000 до нескольких десятков тысяч точек в профессиональных навигаторах. Записанная трасса может быть использована для возврата по ней назад (функция «Track Back», речь о которой пойдет позже).

Количество одновременно отслеживаемых спутников

Этот показатель характеризует устойчивость работы навигатора и его возможность обеспечения наивысшей точности. Учитывая тот факт, что для определения двух координат позиции – долготы и широты – нужно одновременно отслеживать 3 спутника, а для определения высоты – четырех, и то, что в своем движении они могут занимать неблагоприятное положение относительно приемника, то вполне понятно стремление конструкторов создавать приемники с большим количеством отслеживаемых спутников. Кроме того, чем больше одновременно отслеживается спутников, тем выше точность определения координат. Современные GPS навигаторы, даже носимые, имеют 8 или 12-канальные приемники, способные одновременно принимать и отслеживать сигналы соответственно до 8 или 12 спутников.

Работа с приемниками GPS

Для знакомства с работой с аппаратурой спутниковой навигации используем какую-либо популярную модель навигатора, например, Garmin GPS-72 – 12-канальный портативный приемник GPS со встроенной антенной. Большой монохромный дисплей прибора с 4-х уровневой серой индикацией (120 × 160 пикселей) и регулируемой подсветкой обеспечивает хорошее качество изображения в любое время суток. Управление приемником осуществляется расположенными на лицевой панели 9-ю кнопками, открывающими доступ пользователю ко всем функциям и базам данных прибора.

GPS-72 чрезвычайно прост в использовании, интуитивно понятен в работе и позволяет быстро, без специального обучения, перейти к практической навигации. Прибор изначально создавался для использования на небольших судах и поэтому имеет водонепроницаемый корпус, может плавать и выдерживать погружение в воду.

Встроенная память 1 Мб позволяет загружать в нее с дисков информацию о магазинах, ресторанах, сервисах и других предприятиях сферы обслуживания.

Приемник GPS-72 имеет следующие основные характеристики:
  • Путевые точки – 500 путевых точек с координатами, названиями и графическими символами;
  • Маршруты – 50 маршрутов по 50 путевых точек в каждом;
  • Траектории – автоматическая запись и хранение в памяти до 10 траекторий;
  • Путевой компьютер – путевой одометр, время остановок, средняя скорость движения, время движения, максимальная скорость;
  • Встроенная база данных по городам мира;
  • Внутренняя память 1 Мб;
  • Функция «Человек за бортом»;
  • Сигнализация прибытия в точку назначения, дрейфа на якорной стоянке, отклонения от курса.

Начало работы

Первое включение Для любого прибора, будь то телевизор, мобильный телефон или холодильник, есть первое включение, отличающееся наличием каких-то операций, отсутствующих при последующем общении с ними. Есть такое первое включение и у приемника GPS.

Ранее мы говорили, что для определения координат в памяти навигатора должна храниться информация о параметрах орбит спутников, состоянии атмосферы и еще ряд параметров, определяющих точность определения местоположения. Внутренние часы приемника, с помощью которых определяются время задержки сигналов, должны точно совпадать с точными часами спутника. В то же время, навигаторы выходят с завода с девственно чистой памятью, либо с записанной неизвестно когда одной точкой (в приемниках Garmin присутствует точка GARMIN с координатами завода-изготовителя). Поэтому, если мы захотим сразу определить место, в котором мы находимся, сразу у нас ничего не получится. А чтобы все получилось – и определение координат, и навигация – необходимо при первом включении провести инициализацию приемника GPS. Вообще, эту операцию проводят не только при первом включении – она необходима при длительных перерывах в работе приемника или при перевозке его на весьма большое расстояние от места предыдущей работы.

Инициализация

Для инициализации приемник должен обнаружить сигналы от навигационных спутников, получить от них информацию о параметрах орбит и записать их в память.

Кроме того, навигатор должен по сигналам спутников совместить показания своих внутренних часов с часами навигационной системы и синхронизировать их.

Для выполнения этой операции инициализации нужно найти открытое со всех сторон место, расположить приемник горизонтально (у приемников, имеющих наружную поворотную или выносную антенны они должны находиться перпендикулярно земной поверхности) и включить его.

После включения прибора на экране появляется страница состояния спутников, на которой цифрами в квадратах отображается наличие и расположение принимаемых спутников над нашей позицией, их номера и уровни принимаемых сигналов в виде вертикальных полос. Кроме того, на этой странице отображаются координаты приемника, точность определения координат, время и режим работы (2D или 3D GPS location – измерения двух или трех координат).

При первом включении, если только навигатор не включался ранее на заводе, оба поля состояния спутников и поле координат пустые. Если прибор включался на заводе перед отправкой, то на левом поле останется изображение, характеризующее положение спутников относительно приемника в месте включения, и координаты этого места.

Если приемник не может завершить процесс инициализации, его можно ускорить, введя, если они Вам известны, приблизительные координаты вашего места или выбрав в меню название Вашего региона.

Как только приемник обнаружит сигнал от спутника, на левом поле появится крестик с номером спутника, а на правом – обведенная черным контуром белая полоса. Это значит, что идет прием информации от спутника и синхронизация часов приемника. Как только эта процедура закончится, и навигатор возьмет спутник на сопровождение, вместо креста на левом поле появится черный квадратик с белом крестом внутри, а на правом поле белая оконтуренная полоса станет черной. Аналогичным образом обнаружится второй, третий и остальные доступные приему спутники. Как только начнется уверенный прием трех спутников, на экране приемника появятся координаты нашей позиции, а при приеме сигналов от четырех и более спутников еще и значение высоты над уровнем моря. Время инициализации может составлять 5–10 мин.

Процедура всех последующих включений осуществляется аналогичным образом, но значительно быстрее.

Процедура включения приемника после длительного перерыва в работе или его перевозки на большое расстояние называется «холодным стартом» и может занимать, в зависимости от модели, 45–60 сек.

Включение приемника после небольшого перерыва («горячий старт») обычно составляет 15 сек.

Диалог с навигатором

Управление приемником GPS и получение навигационной информации ведется, аналогично компьютеру, в диалоговом режиме с помощью клавиатуры и системы меню. Приемнику ставится задача, он ее выполняет либо требует уточнения с помощью дополнительных раскрывающихся меню или подсказок.

Взаимодействие с приемником осуществляется с помощью четырех основных страниц (иногда встречается название «ОКНО») и несколько дополнительных страниц, раскрывающихся на основных с помощью меню.

Информационная страница GPS

Об этой странице мы уже упоминали, рассказывая об инициализации прибора, теперь же рассмотрим ее подробнее.

На информационной странице GPS на полях данных отображаются высота над уровнем моря, оценочная точность определения места, дата и время (местное или по Гринвичу), текущие координаты позиции. В двух полях отображается расположение спутников и уровни принимаемых сигналов.

Помимо отображения информации, страницы имеют вторую функцию – управления работой прибора через раскрывающиеся меню. Данная страница позволяет включать/выключать режим моделирования, менять ориентацию спутников на небе, вводить новые значения высоты и позиции.

Страница карты

Назвать эту страницу «картой» можно только условно – на самом деле никакой карты на этой странице нет. В лучшем случае на ней могут отображаться записанные на заводе в базу данных приемника большие города (что и сделано в GPS-72). В современные модели, обладающие большой внутренней памятью, можно дополнительно загрузить с внешнего носителя более подробные данные о городах и портах и других, представляющих интерес, местах – заправках, кемпингах, магазинах и пр.

Страница карты предназначена для навигации – для построения маршрутов и движению по ним, для записи трасс и использования их для обратного следования, для контроля положения на пути следования к путевой или маршрутной точке. На этой странице отображаются записанные в памяти прибора путевые точки, города и порты.

Страница карты имеет два поля – поле данных и поле карты. В поле данных могут отображаться по выбору пользователя необходимые для навигации значения скорости движения, расстояния до путевой точки и направление на нее, пройденный путь, ориентировочное время прибытия, текущее время и т. д. При необходимости поля данных могут быть убраны со страницы.

На поле карты в виде черного треугольника отображается место приемника и, в виде различных символов и названий, хранящиеся в памяти путевые точки. Если путевая точка активирована для навигации, между ней и символом приемника будет проложена толстая черная линия. При активировании маршрута он также будет отображаться с помощью выделенных путевых точек и связывающих их линий.

При движении на странице карты будет отображаться пройденный путь, который автоматически сохраняется в памяти и после выключения приемника.

Для осуществления различных операций с путевыми точками и выполнения навигационных вычислений на странице карты имеется курсор – крест, который управляется клавишами-стрелками. Курсор позволяет создавать путевые точки с поля карты, перемещать путевые точки и удалять их, осуществлять прокрутку карты.

Установив курсор на путевую точку, мы можем получить направление и дальность до нее, можем получить полную информацию о ней.

Для удобства использования приемника для навигации в нем имеется возможность изменять масштаб карты в широких пределах. Текущее значение масштаба указано в левом нижнем углу экрана. Масштаб изменяется клавишами IN (уменьшение) и OUT (увеличение). Мелкий масштаб позволяет просматривать маршруты, расположение путевых точек, города и населенные пункты. Крупный масштаб используется при навигации для контроля положения судна на маршруте с очень высокой точностью.

Страница «карта» имеет ряд управляющих опций, позволяющих управлять режимами работы страницы. Раскрывающееся меню позволяет убирать и устанавливать поля данных и их количество, выбирать тип отображаемых данных, размер и тип шрифта, ориентацию карты и степень ее детализации, и многое другое. С остальными деталями страницы владелец такого прибора может познакомиться в инструкции по эксплуатации, а мы двинемся дальше, к следующей странице.

Страница «компас»

Эта страница используется для движения к заданным путевым или маршрутным точкам, обычно в случаях, когда движение строго по прямой невозможно. На ней находятся поле данных (которое может убираться или изменяться) и поле компаса. Кроме того, без наличия активной путевой точки, она может использоваться как обычный компас для контроля направления движения.

В поле компаса находится графическое изображение карты компаса, стрелка и название активной путевой или маршрутной точки. Если активная путевая точка отсутствует, то на странице будет только изображение карты.

В поле данных отображается навигационная информация, необходимая для контроля движения – скорость и направление движения, направление на путевую точку, пройденный путь. При необходимости эти данные могут быть заменены другими (по желанию пользователя).

Страница дороги

Страница названа так из-за наличия на ней графического изображения, напоминающего уходящую вдаль дорогу. Обычно применяется для навигации при возможности или необходимости прямолинейного движения к активной путевой точке.

Страница дороги имеет много общего со страницей карты. Используя экранное меню, на изображение дороги можно выводить маршрутные точки или убирать их, вводить/выводить активные трассы и сохранять их, показывать/не показывать активные участки маршрутов. С помощью кнопок IN и OUT можно изменять масштаб изображения.

Текущее местоположение отмечается символом в виде треугольника. При движении строго по маршруту он находится в центре нижней границы страницы. При отклонении от маршрута влево или вправо треугольник будет отходить от центра в противоположную сторону. При отклонении направления движения от направления на активную точку изображение дороги будет отклоняться также в противоположную сторону.

Опции страницы дороги позволяют устанавливать и удалять поля данных, их количество, выбирать отображаемые данные.

Страница главного меню

Страница главного меню предназначена для введения различных установок и настройки прибора. В главное меню можно перейти из любой страницы двойным нажатием клавиши ENTER.

Страница главного меню содержит ряд опций, выбор которых осуществляется перемещением маркера на нужную опцию и подтверждением выбора клавишей ENTER. Познакомимся с некоторыми наиболее важными из них.

Путевой компьютер

Эта опция содержит восемь полей и позволяет выводить на экран значения пройденного пути за переход, время остановок, среднюю скорость движения, время в пути, общую среднюю скорость, максимальную скорость, полный пройденный путь.

Трассы

На странице трасс приводится объем использованной памяти, выделенной для трасс. С помощью этой страницы можно сохранить или удалить текущую трассу и вызвать на экран список сохраненных трасс.

При желании можно получить информацию о любой из сохраненных трасс, содержащуюся на дополнительной информационной странице. В состав информации входят название трассы, ее длина, количество точек, содержащихся в сохраненной трассе. Данная страница позволяет также удалять и редактировать трассы.

Точки

Эта опция позволяет выбирать путевые точки, города и другие интересные объекты. При выборе позиции «Путевые точки» (Waypoint) на экране появится список путевых точек пользователя. Поиск путевых точек в списке осуществляется или по имени, либо в списке ближайших точек, находящихся на расстояниях не далее 100 миль.

На данной странице можно создавать путевые точки, удалять и редактировать их – менять координаты, имена, символы.

Города

При выборе на странице точек опции «города» (Cities) на экране появится список городов, в котором первую строчку занимает ближайший город. С помощью кнопки MENU можно провести поиск города по названию или вызвать список ближайших городов. Для просмотра информации о выделенном городе достаточно нажать ENTER, и на экране появится информационное окно, в котором представлены название и размер города, страна, в которой он расположен, расстояние и направление на него от Вашего места. Имеющиеся на данной странице опции позволяют сохранить выбранный город как путевую точку.

Маршруты

С помощью страницы маршрутов можно создавать новые маршруты, просматривать список существующих маршрутов и выбирать их для редактирования и навигации – для этого на ней имеется ряд опций, которые могут быть выведены на экран нажатием кнопки MENU.

Имеющиеся на странице маршрута опции позволяют:

  • Начать/остановить навигацию (Start/stop Navigation) – начать навигацию по выделенному маршруту и прекратить навигацию по активному маршруту.
  • Копирование маршрута (Copy Route) – получить и сохранить копию выделенного маршрута.
  • Удаление маршрута и удаление всех маршрутов (Delete Route и Delete All Routes) – удалять выбранный маршрут или сразу все имеющиеся в памяти прибора.
  • Новый маршрут (New) – создать новый маршрут.

Навигация

Познакомившись с принципами общения с приемником GPS и возможностями, которые он предоставляет пользователю, перейдем к самому интересному в данном разделе – к навигации. Не претендуя на точность определения, отметим, что навигация – это совокупность действий, выполняемых с целью безопасного перемещения из пункта А в пункт Б.

До появления приемников GPS навигация осуществлялась следующим образом.

На карте отмечали начальную и конечную точки, прокладывали линию между ними и при помощи транспортира определяли истинный курс относительно северного направления меридиана. Затем полученное значение исправляли с помощью различных поправок и в результате получали магнитный курс, который использовали при плавании с использованием магнитного компаса. В ходе плавания определялся пройденный путь, в определенные промежутки времени полученные результаты наносились на обозначенные на карте линии пути. Таким образом, получали т. н. «счислимое» место судна. Понятно, что точность полученного таким образом места была невелика, поэтому судоводители при первой возможности определялись по известным ориентирам – маякам, башням, буям, островам. Такой метод назывался «обсервацией», а полученное место – «обсервованным». Если полученная точка не попадала на проложенную линию (а, как правило, так и получалось), то из нее прокладывалась новая, параллельная первоначальной.

С появлением первых приемников спутниковой навигации в судовождении практически ничего не изменилось, разве что место стали определять не пеленгаторами, а с помощью навигаторов путем нанесения полученных координат на карту, разве что точность позиционирования значительно улучшилась.

По мере совершенствования приемников GPS у них появились новые возможности, позволившие частично отказаться от карты и свести процесс навигации к небольшому количеству простейших операций – вводу координат точек и контролю за направлением движения судна по экрану навигатора. А карта осталась нужна для подготовки маршрутов и путевых точек, для периодического контроля за движением, а также в качестве отчетного документа на случай бедствия.

Теперь, познакомившись с теми трудностями, с которыми сталкивались судоводители до эпохи спутниковой навигации, перейдем к знакомству со способами судовождения с использованием приемников GPS, способными сделать даже из любого «чайника» классного штурмана.

Существуют три способ (не считая упомянутого выше классического) навигации – по путевым точкам, по маршрутам и по трассе.

Навигация по путевым точкам

Вспомним, что путевая точка – это какой-то представляющий интерес пункт на земной или водной поверхности, в который когда-либо нужно прибыть. Это могут быть места для рыбалки, якорные стоянки, порты, укрытия и т. д. Путевые точки создаются предварительно с помощью карты либо в процессе движения и записываются в память прибора с присвоенными им именами и символами в цифровой, алфавитной либо алфавитно-цифровой форме и координатами.

Предварительное создание путевых точек

Для предварительного создания путевых точек необходима карта в меркаторской проекции (в координатах «широта-долгота»). Это, как правило, карты морей с глубинами и навигационной обстановкой, однако, такие карты имеются и на крупные, приравненные к морским водоемы – Онежское и Ладожское озера, Рыбинское водохранилище.

Перед началом плавания на карте заранее находят представляющие интерес пункты – места для рыбалки и отдыха, якорные стоянки, магазин, заправки топливом и пр. Выбранным пунктам присваивают имена и символы, определяют и выписывают их координаты. После составления списка, полученные данные последовательно записывают в память приемника.

Создание путевых точек в ходе движения Этот способ интересен тем, что для создания путевых точек нет необходимости в карте. Рассмотрим, как это делается, на конкретном примере.

Если в ходе плавание необходимо запомнить какую-либо нужную точку – якорную стоянку, место для рыбалки, поворотный буй фарватера – достаточно, проходя это место либо находясь на нем, нажать клавишу «MARK» (или какую-либо другую), и навигатор запомнит эту точку и присвоит ей номер. Полученную точку можно сразу или позднее отредактировать – вместо номера присвоить имя и присвоить какой-либо символ (например, «FISH» и «рыбку»). Аналогичным способом можно создать путевые точки в любых других интересных местах для отдыха и навигации местах.

Созданные любым способом путевые точки размещаются в памяти приемника на странице путевых точек «Waypoint List» в виде списка. Помимо этого, приемник сам отберет некоторое количество ближайших к текущей позиции судна точек и поместит их на отдельную страницу «Nearest Waypoint» («Ближайшие путевые точки») в порядке их образования с их именами, дальностями и направлениями от текущей позиции, что очень удобно для случаев возникновения какой-либо сложной ситуации, требующей срочного возврата в укрытие.

Движение к путевым точкам

Данный режим осуществляется с использованием имеющихся в приемниках графических страниц. Для того чтобы начать навигацию, нужно открыть страницу «Путевые точки» или «Ближайшие путевые точки», в раскрывшемся списке найти интересующую точку и активировать ее нажатием клавиши GO TO, после чего приемник переводится в режим навигации и на экране появляется навигационная страница. Как упоминалось ранее, в данном навигаторе имеются три таких страницы – «компас», «дорога» и «карта».

Навигационный указатель «Компас» представляет графическое изображение картушки компаса и находящуюся внутри нее стрелку. Картушка показывает курс судна, а стрелка – направление на путевую точку относительно курса. В верхней части страницы находится поле для имени путевой точки, которое появляется после ее активирования.

Управление судном с использованием «компаса» сводится к контролю за положением его стрелки. Если судно следует точно в заданном направлении, стрелка находится в положении вертикально вверх, а при отклонении вправо или влево стрелка отклоняется в противоположную сторону, показывая рулевому сторону, в которую ему следует поворачивать судно. Для прибытия в заданный пункт с использованием данного способа рулевому достаточно удерживать стрелку в вертикальном положении.

В информационное окно в верхней части страницы можно выводить интересующую судоводителя информацию – скорость и направление движения, направление на путевую точку, расстояние до путевой точки, пройденный путь и время движения до путевой точки и т. п.

Этот способ навигации очень удобен на открытом пространстве. В местах, где имеются навигационные опасности – мели, камни, затонувшие суда – плавание по «компасу» может привести к аварии. Дело в том, что при плавании судно отклоняется от курса из-за воздействия на него ветра, течений, волн, из-за неточного управления. Так, например, при постоянном боковом ветре с правого борта судно будет сваливаться влево от первоначального курса и, удерживаемая рулевым по стрелке по направлению к путевой точке, будет двигаться по дуге. В этом случае, если рядом с проложенным курсом есть какие либо подводные опасности, то такое отклонение может привести к неприятным последствиям.

Более широкие возможности в навигации дает более сложная страница «дорога». Дело в том, что помимо индикатора отклонения направления движения (наклон дороги), на данной странице есть индикатор линейного отклонения от проложенной трассы – белый треугольник на фоне черной дороги. Если судно отклонится от заданной трассы, то треугольник отойдет в противоположную сторону, показывая, в какую сторону нужно повернуть судно. Такой способ позволяет вести судно по узким фарватерам, не допуская отклонений от генерального курса.

Помимо всего, на данной странице, как на карте, могут отображаться путевые точки, позволяющие рулевому ориентироваться в обстановке.

Наиболее удобной для управления судном при наличии надводных и подводных опасностей, свальных течений и дрейфа является страница «карта движения». Для работы в этом режиме выбирают нужную путевую точку и переходят в режим навигации. При этом на странице «карта движения» от места судна к путевой точке протянется широкая прямая линия с названием и символом в верхней части экрана и обозначенное треугольником место судна. Изменяя в широких пределах масштаб карты, судоводитель может точно контролировать свое положение относительно путевой точки и выбранной трассы движения. Такой способ навигации особенно удобен на малых скоростях, на которых два предыдущих способа неэффективны.

На очень малых скоростях приемник GPS теряет возможность измерять скорость, в результате чего сразу прекращают работать и навигационные указатели «компас» и «дорога», и только страница «карта» может отражать положение судна относительно путевой точки.

karmannik.com

Новые приложения для Android. Spyglass — незаменимое для туристов, геологов, охотников и рыбаков приложение для профессиональной GPS оффроад навигации

Один из лучших внедорожных GPS-навигаторов - приложение Spyglass на днях стало, наконец, доступно также и на устройствах с операционной системой Android на борту.

Доступный ранее на устройствах Apple Spyglass является универсальным инструментом для ориентирования в любой точке земного шара, которое сочетает в себе функционал целого арсенала различных инструментов.

 

Этот GPS-навигатор с офлайн картами может работать как высокотехнологичный компас с гироскопом, спидометром, выстотомером, авиагоризонтом, дальномером, секстантом, инклинометром, угловым калькулятором, данные которых могут быть наложены на изображение местности, полученное с камеры вашего смартфона или планшета.

 

С помощью Spyglass вы можете быстро определить положение на небе солнца, луны и полярной звезды, показать ваше местоположение на карте, измерить расстояние, углы, и получить подробную GPS информацию, которая в режиме расширенной реальности будет отображена на экране вашего устройства

 

Spyglass будет отслеживать точку вашего прибытия и по мере приближения к ней предоставит вам подробную информацию о расстоянии до неё, направлении, азимуте, высоте и предполагаемом времени прибытия.

 

Всё это в сочетании с фирменными методами повышения точности, специальными режимами компаса и методами калибровки делают Spyglass профессиональным инструментом, который способен заменить собой целый ряд других приложений.

 

 

Чуть позже разработчики приложения обещают добавить в Android версию Spyglass многоцелевое отслеживание, звездный каталог и конвертер величин.

 

Скачать Spyglass для Android вы можете с этой страницы Google Play Маркет 

 

Похожие материалы:

Приложения для Android. Waze — бета версия навигатора с поддержкой Android Auto выпущена

Новые GPS-чипы для смартфонов и планшетов помогут избегать пропущенных поворотов и длительных объездов

Приложения для мобильных. В Картах Google для Android появилась навигация с промежуточными пунктами назначения

Новые программы для мобильных. Приложение Navitag от Navitel позволит превратить любое Android устройство в GPS трекер

www.4tablet-pc.net

Новые приложения для Android. Spyglass — незаменимое для туристов, геологов, охотников и рыбаков приложение для профессиональной GPS оффроад навигации

Один из лучших внедорожных GPS-навигаторов - приложение Spyglass на днях стало, наконец, доступно также и на устройствах с операционной системой Android на борту.

Доступный ранее на устройствах Apple Spyglass является универсальным инструментом для ориентирования в любой точке земного шара, которое сочетает в себе функционал целого арсенала различных инструментов.

 

Этот GPS-навигатор с офлайн картами может работать как высокотехнологичный компас с гироскопом, спидометром, выстотомером, авиагоризонтом, дальномером, секстантом, инклинометром, угловым калькулятором, данные которых могут быть наложены на изображение местности, полученное с камеры вашего смартфона или планшета.

 

С помощью Spyglass вы можете быстро определить положение на небе солнца, луны и полярной звезды, показать ваше местоположение на карте, измерить расстояние, углы, и получить подробную GPS информацию, которая в режиме расширенной реальности будет отображена на экране вашего устройства

 

Spyglass будет отслеживать точку вашего прибытия и по мере приближения к ней предоставит вам подробную информацию о расстоянии до неё, направлении, азимуте, высоте и предполагаемом времени прибытия.

 

Всё это в сочетании с фирменными методами повышения точности, специальными режимами компаса и методами калибровки делают Spyglass профессиональным инструментом, который способен заменить собой целый ряд других приложений.

 

 

Чуть позже разработчики приложения обещают добавить в Android версию Spyglass многоцелевое отслеживание, звездный каталог и конвертер величин.

 

Скачать Spyglass для Android вы можете с этой страницы Google Play Маркет 

 

Похожие материалы:

Приложения для Android. Waze — бета версия навигатора с поддержкой Android Auto выпущена

Новые GPS-чипы для смартфонов и планшетов помогут избегать пропущенных поворотов и длительных объездов

Приложения для мобильных. В Картах Google для Android появилась навигация с промежуточными пунктами назначения

Новые программы для мобильных. Приложение Navitag от Navitel позволит превратить любое Android устройство в GPS трекер

www.4tablet-pc.net

Новые приложения для Android. Spyglass — незаменимое для туристов, геологов, охотников и рыбаков приложение для профессиональной GPS оффроад навигации

Один из лучших внедорожных GPS-навигаторов - приложение Spyglass на днях стало, наконец, доступно также и на устройствах с операционной системой Android на борту.

Доступный ранее на устройствах Apple Spyglass является универсальным инструментом для ориентирования в любой точке земного шара, которое сочетает в себе функционал целого арсенала различных инструментов.

 

Этот GPS-навигатор с офлайн картами может работать как высокотехнологичный компас с гироскопом, спидометром, выстотомером, авиагоризонтом, дальномером, секстантом, инклинометром, угловым калькулятором, данные которых могут быть наложены на изображение местности, полученное с камеры вашего смартфона или планшета.

 

С помощью Spyglass вы можете быстро определить положение на небе солнца, луны и полярной звезды, показать ваше местоположение на карте, измерить расстояние, углы, и получить подробную GPS информацию, которая в режиме расширенной реальности будет отображена на экране вашего устройства

 

Spyglass будет отслеживать точку вашего прибытия и по мере приближения к ней предоставит вам подробную информацию о расстоянии до неё, направлении, азимуте, высоте и предполагаемом времени прибытия.

 

Всё это в сочетании с фирменными методами повышения точности, специальными режимами компаса и методами калибровки делают Spyglass профессиональным инструментом, который способен заменить собой целый ряд других приложений.

 

 

Чуть позже разработчики приложения обещают добавить в Android версию Spyglass многоцелевое отслеживание, звездный каталог и конвертер величин.

 

Скачать Spyglass для Android вы можете с этой страницы Google Play Маркет 

 

Похожие материалы:

Приложения для Android. Waze — бета версия навигатора с поддержкой Android Auto выпущена

Новые GPS-чипы для смартфонов и планшетов помогут избегать пропущенных поворотов и длительных объездов

Приложения для мобильных. В Картах Google для Android появилась навигация с промежуточными пунктами назначения

Новые программы для мобильных. Приложение Navitag от Navitel позволит превратить любое Android устройство в GPS трекер

www.4tablet-pc.net

Новые приложения для Android. Spyglass — незаменимое для туристов, геологов, охотников и рыбаков приложение для профессиональной GPS оффроад навигации

Один из лучших внедорожных GPS-навигаторов - приложение Spyglass на днях стало, наконец, доступно также и на устройствах с операционной системой Android на борту.

Доступный ранее на устройствах Apple Spyglass является универсальным инструментом для ориентирования в любой точке земного шара, которое сочетает в себе функционал целого арсенала различных инструментов.

 

Этот GPS-навигатор с офлайн картами может работать как высокотехнологичный компас с гироскопом, спидометром, выстотомером, авиагоризонтом, дальномером, секстантом, инклинометром, угловым калькулятором, данные которых могут быть наложены на изображение местности, полученное с камеры вашего смартфона или планшета.

 

С помощью Spyglass вы можете быстро определить положение на небе солнца, луны и полярной звезды, показать ваше местоположение на карте, измерить расстояние, углы, и получить подробную GPS информацию, которая в режиме расширенной реальности будет отображена на экране вашего устройства

 

Spyglass будет отслеживать точку вашего прибытия и по мере приближения к ней предоставит вам подробную информацию о расстоянии до неё, направлении, азимуте, высоте и предполагаемом времени прибытия.

 

Всё это в сочетании с фирменными методами повышения точности, специальными режимами компаса и методами калибровки делают Spyglass профессиональным инструментом, который способен заменить собой целый ряд других приложений.

 

 

Чуть позже разработчики приложения обещают добавить в Android версию Spyglass многоцелевое отслеживание, звездный каталог и конвертер величин.

 

Скачать Spyglass для Android вы можете с этой страницы Google Play Маркет 

 

Похожие материалы:

Приложения для Android. Waze — бета версия навигатора с поддержкой Android Auto выпущена

Новые GPS-чипы для смартфонов и планшетов помогут избегать пропущенных поворотов и длительных объездов

Приложения для мобильных. В Картах Google для Android появилась навигация с промежуточными пунктами назначения

Новые программы для мобильных. Приложение Navitag от Navitel позволит превратить любое Android устройство в GPS трекер

www.4tablet-pc.net