НОВОСТИ

Утвержденные программы дошкольного образования по ФГОС прошедшие экспертизу. Навигатор программ дошкольного образования по фгос прошедших экспертизу


Утвержденные программы дошкольного образования по ФГОС прошедшие экспертизу

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

 

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

 

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru. На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

 

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

 

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной (Научный руководитель А.Г. Асмолов)

Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина)

Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьевой (Научный руководитель Е.В. Соловьева)

Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

Издательский центр «Вентана-Граф»: drofa-ventana.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен

Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой

Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой (Научный руководитель Л.А. Парамонова)

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - дом радости». Автор: Н.М. Крылова (Научный редактор Л.В. Тимошенко)

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Издательство «АРКТИ»: www.arkty.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»

Издательство «Русское слово»: русское слово.рф

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)

Часть 1       Часть 2

Издательство «Ювента»: uwenta.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева

Сайт образовательной системы «Школа 2100»: school2100.com

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)

Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch3000.ru

Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова

Сайт «Золотой ключик»: thegoldenkey.ru

Информационная поддержка ООО «Левъ»: www.levb.org

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой

НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ»

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Дороновой (Научный руководитель А.Г. Асмолов)

 

Регистрация педагогов, воспитателей, учителей и других представителей системы образования России во Всероссийской сети работников образования осуществляется здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnikov_obrazovaniya

Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной

Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой

Агенство стратегических инициатв

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги». Авторы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Психологический институт РАО. МГППУ

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н.В. Нищева

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

worknet-info.ru

Утвержденные программы дошкольного образования по ФГОС прошедшие экспертизу

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

 

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

 

Сайт федерального реестра примерных основных общеобразовательных программ: fgosreestr.ru. На нем опубликована «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

 

На сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») www.firo.ru создан раздел «Навигатор образовательных программ дошкольного образования». На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

 

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной (Научный руководитель А.Г. Асмолов)

Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»: msbook.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина)

Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьевой (Научный руководитель Е.В. Соловьева)

Издательство «Просвещение»: do.prosv.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

Издательский центр «Вентана-Граф»: drofa-ventana.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен

Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой

Издательство «Национальное образование»: n-obr.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой (Научный руководитель Л.А. Парамонова)

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - дом радости». Автор: Н.М. Крылова (Научный редактор Л.В. Тимошенко)

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Издательство «Творческий Центр Сфера»: tc-sfera.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Издательство «АРКТИ»: www.arkty.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»

Издательство «Русское слово»: русское слово.рф

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой (Научный руководитель Е. А. Хамраева)

Часть 1       Часть 2

Издательство «Ювента»: uwenta.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева

Сайт образовательной системы «Школа 2100»: school2100.com

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)

Сайт ЦСДП «Школа 2000…»: www.sch3000.ru

Издательский дом «Цветной мир»: цветной мир. рф

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова

Сайт «Золотой ключик»: thegoldenkey.ru

Информационная поддержка ООО «Левъ»: www.levb.org

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой

НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ»

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Дороновой (Научный руководитель А.Г. Асмолов)

 

Регистрация педагогов, воспитателей, учителей и других представителей системы образования России во Всероссийской сети работников образования осуществляется здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnikov_obrazovaniya

Минобрнауки РФ. Федеральный институт развития образования

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной

Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой

Агенство стратегических инициатв

 

  • Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги». Авторы: Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Психологический институт РАО. МГППУ

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор: Н.В. Нищева

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»: www.detstvo-press.ru

 

  • Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

worknet-info.ru

Одобрена примерная образовательная программа дошкольного образования

Одобрена примерная образовательная программа дошкольного образования

На заседании федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15), председателем которого является Президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая, была одобрена примерная образовательная программа дошкольного образования. В состав УМО входят представители управленческих структур и образовательных организаций общего образования различного уровня, представители крупных научно-методических центров и общественно-профессиональных объединений педагогов.

Руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО» Н.В. Тарасова и директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В. Волосовец выступили с сообщением «О проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования». В дискуссии приняли участие А. Асмолов, Н. Астафьева, Т. Вертепа, В. Болотов, И. Реморенко.

Поддерживая тему дошкольного образования в стране, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки А. В. Зырянова сообщила, что 85% детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают детские сады.

Т. В. Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания (Института психолого-педагогических проблем детства РАО), в частности, отметила:

– По мнению экспертов, Примерная программа представляет собой документ, полностью соответствующий ФГОС ДО. В ней определяются объем и содержание образования уровня дошкольного образования, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В представленной Примерной программе нашли отражение требования, предъявляемые к структуре, содержанию и объему программы, описаны условия реализации программы, которые должны быть созданы в дошкольной образовательной организации, содержатся уточненные планируемые результаты в виде целевых ориентиров, соответствующие возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста.

В программе тщательно и подробно разработан содержательный раздел в отношении обязательной части, представлены рекомендации по подготовке части, формируемой участниками образовательных отношений.

В Организационном разделе программы представлены условия реализации программы, в частности, в отношении психолого-педагогических, кадровых, материально-техническихи финансовых условий и создания развивающей предметно-пространственной среды.

Программа построена на принципах комплексности, вариативности, системности и др. и является рамочным документом, который можно использовать при конструировании основных образовательных программ дошкольной организации. Сейчас в нашей стране в детских садах используется более 40 комплексных и парциальных программ, в течение последних полутора лет почти все комплексные программы, после доработки по требованиям ФГОС ДО, размещены на сайте ФИРО. Ими рекомендовано пользоваться при составлении ООП. Примерная программа ссылается на навигатор программ, там сейчас 9 программ, но в самое ближайшее время будут включены все, размещенные на сайте ФИРО.

Таким образом, принцип поддержки разнообразия детства, являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования. Достижение реальной вариативности гарантировано, т.к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования. Все используемые сейчас программы дошкольного образования, включая парциальные, прошедшие экспертизу, могут использоваться организацией целиком или частями, в виде образовательных модулей.

Согласно Типовому положению об УМО, необходимо будет обеспечивать методиче­ское сопровождение примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Сопровождение поручено ФИРО (директор – А. Г. Асмолов) и Институту психолого-педагогических проблем детства РАО (директор – Т. В. Волосовец).

Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования

• Паспорт ПООП оформлен в соответ­ствии с предъявляемыми требованиями.

• В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования.

• Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.

• Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.

• Документ включает методические рекомендации для руководителей и воспитателей дошкольной образовательной организации по разработке на основе ПООП основной образовательной программы детского сада.

• Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы, обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.

• Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.

Программа размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ: http://fgosreestr.ru/

sdo-journal.ru

Название файла Скачивания Реквизиты решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию
DOC PDF
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АЛТАЙ ТИЛ» (РОДНОЙ ЯЗЫК (АЛТАЙСКИЙ)) ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (5-9 КЛАССЫ) Одобрена решением от 16.05.2017 г. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа по учебному предмету "Государственный язык Чувашской Республики - чувашский язык" для 5-9 классов общеобразовательных организаций Одобрена решением от 18.01.2018 Протокол №1/18
Примерная рабочая программа по учебному предмету "Государственный язык Чувашской республики - чувашский язык" для 1-4 классов общеобразовательных организаций Одобрена решением от 18.01.2018 Протокол №1/18
Примерная рабочая программа по учебному предмету "Русский родной язык" для общеобразовательных организаций 5-9 классов Одобрена решением от 31.01.2018 Протокол №2/18
Примерная рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на абазинском языке" для 1-4 классов Одобрена решением от 07.12.2017 Протокол №6/17
Примерная программа по учебному предмету «Китайский язык (второй иностранный язык)» для общеобразовательных организаций 10-11 классы (углубленный уровень) Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная программа по учебному предмету «Китайский язык (второй иностранный язык)» для общеобразовательных организаций 10-11 классы (базовый уровень) Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная программа по учебному предмету «Китайский язык (второй иностранный язык)» для общеобразовательных организаций 5-9 классы Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Саха литературата» (Якутская литература) для 5—9 классовс якутским (родным) языком обучения Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Литература ааҕыыта» (Литературное чтение)на якутском языке (родном) для 1—4 классов Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Саха тыла» (Якутский язык (родной)) для 5—9 классов Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций по учебному предмету «Саха тыла» (Якутский язык (родной)) для 1—4 классов Одобрена решением от 03.10.2017, Протокол №5/17
Примерная рабочая программа предмета «Коми язык» (родной) для 5-9 классов Одобрена решением от 03.10.2017 Протокол №5/17
Примерная рабочая программа предмета «Коми язык» (неродной) для 5-9 классов Одобрена решением от 03.10.2017
Примерная рабочая программа предмета «Коми язык» (родной) для 1-4 классов Одобрена решением от 03.10.2017 Протокол №5/17
Примерная рабочая программа предмета «Коми язык» (неродной) для 1-4 классов Одобрена решением от 03.10.2017 Протокол №5/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Литературалык кычырыш" (Литературное чтение (на алтайском языке)) для общеобразовательных организаций (1-4 классы) Одобрена решением от 16.05.2017 №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Алтай литература" (Родная литература (алтайская)) для общеобразовательных организаций (5-9 классы) Одобрена решением от 16.05.2017 №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Алтай тил" (Родной язык (алтайский)) для общеобразовательных организаций (1-4 классы) Одобрена решением от 16.05.2017 №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Татарская литература" для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-11 классы) Одобрена решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Татарский язык (неродной)" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке Одобрена решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Татарская литература" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучения татарского языка как родного) 1-11 классы Одобрена решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (татарский язык) для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (1-4 классы) Одобрена решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (татарский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на татарском языке (5-11 классы) Одобрено решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (татарский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке Одобрена решением от 16.05.2017. Протокол №2/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение и татарская литература" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык) 1-11 классы Одобрена решением от 16.05.2017 г. Протокол № 2/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабовидящих обучающихся Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слепых обучающихся Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для слабослышащих и позднооглохших обучающихся Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерные рабочие программы для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для глухих обучающихся Одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17
Примерная рабочая программа по учебному предмету "Родной (вепсский) язык" для 1-4 классов общеобразовательных организаций Одобрена решением от 25.01.2017. Протокол №1/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (карельский) язык" для 1-4 классов общеобразовательных школ Одобрено решением от 25.01.2017. Протокол №1/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (карельский, ливвиковское наречие) язык" для 1-4 классов общеобразовательных организаций Одобрено решением от 25.01.2017. Протокол №1/17
Примерная рабочая программа по предмету "Родной (финский) язык" для 1-4 классов общеобразовательных организаций Одобрена решением от 25.01.2017. Протокол №1/17
Примерная рабочая программа учебного предмета "Иностранный (финский) язык" для 1-4 классов Одобрена решением от 25.01.2017. Протокол №1/17
Примерная образовательная программа по физической культуре_модуль Гандбол Одобрена решением от 25.01.2017 Протокол №1/17
Примерная программа по учебному предмету Греческий язык (второй иностранный) для 5-9 классов Одобрено решением ФУМО от 20.09.2016. Протокол №3/16
Примерная рабочая программа по физической культуре Одобрена решением ФУМО от 20.09.2016 г. Протокол №3/16
Примерная образовательная программа по украинскому (родному) языку и литературе для 1-11 классов Одобрена решением от 20 мая 2015 года, Протокол №2/15
Примерная образовательная программа по украинскому (неродному) языку для 1-11 классов Одобрена решением от 20 мая 2015 года, Протокол №2/15
Примерная образовательная программа по крымскотатарскому языку (родному) и литературе для 1-11 классов Одобрена решением от 20 мая 2015 года, Протокол №2/15
Примерная образовательная программа по крымскотатарскому языку (неродному) для 1-11 классов Одобрена решением от 20 мая 2015 года, Протокол №2/15

www.fgosreestr.ru

Итоги вебинара "Образовательная программа дошкольной организации как механизм перехода на работу по ФГОС ДО"

1 апреля прошел вебинар "Образовательная программа дошкольной организации как механизм перехода на работу по ФГОС ДО", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Викторовна Микляева - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты.

Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Викторовны Микляевой):

- Обязаны ли мы начать работу по ФГОС с 1 сентября?

Ответ. По ФГОС ДО работа официально начата с 1 января 2014 года. В детском саду на основе общей дорожной карты ФГОС ДО утверждается свой план действий на год.

- Если дети в учреждении с 2 лет, то в программе обозначаем этот возраст?

Ответ. Обязательно. Вы структурируете содержание под специфику групп как основную структурную единицу ДОО, в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ". Основание для классификации выбирается свое: либо под видовое разнообразие групп, либо под возраст детей. Если у вас один вид групп, то это указывается в начале программы, а затем идет группировка по возрастам.

- Наталья Викторовна, я так понимаю: все дошкольные учреждения с 01.09.2014 года должны иметь в наличии ООП ДО разработанную с учётом ФГОС ДО?

Ответ. Если к этому времени появится хотя бы одна программа, прошедшая экспертизу на предмет соответствия ФГОС ДО, и включенная в реестр таких программ, то это требование становится реальностью. Если нет - то продолжается адаптационный период до 1 января 2015 года.

- Какие сроки будут установлены по утверждению перечня примерных образовательных программ?

Ответ. На данный момент называют июль 2014 года.

- Раньше мы проводили мониторинг развития детей, и эти показатели были включены в критерии на стимуляцию педагогов, теперь мы не имеем права включать показатели мониторинга развития детей в критерии педагогов, т.к. целевые ориентиры не могут служить основанием при распределении стимулирующего фонда труда педагогов? Так я поняла, или это другое?

Ответ. Неправильно. Теперь мониторинг выведен из структуры основной части образовательной программы и существует вне ее - в рамках вариативной части или приложения к программе. На основании Положения о мониторинге образовательной программы, которое разрабатывается в каждой ДОО. Поводом для этого является тот же ФГОС ДО: там говорится о необходимости педагогической диагностики и проведения мониторинга образовательной программы. Не достижений и не результатов развития детей, а мониторинга динамики их развития. Динамика развития и мониторинг промежуточных результатов ОП в виде оценки эффективности освоения образовательных областей воспитанниками продолжают оставаться основанием для стимулирования.

- Письмо смотрели, но нам вчера на совещании в краевом центре сказали: стандарт введён с 01.01.2014г., деньги на реализацию ФГОС ДО выделяются, вы получаете заработную плату, поэтому должна быть реализация ООП ДО на основе ФГОС ДО, и потом, письмо Рособрнадзора от 07 февраля носит рекомендательный характер, но это не приказ и не распоряжение. Не проверит Министерство, проверит прокуратура и финансисты, а у вас неисполнение стандарта.

Ответ. Крайне некорректно. Это эмоциональный шантаж.По порядку разберемся с описанием вашей ситуации.1. Стандарт действительно введен, но в нем прописаны условия реализации: наличие примерных общеообразовательных программ дошкольного образования как основания для разработки образовательной программы. Таких утвержденных, прошедших экспертизы программ пока нет.2. Заработную плату вы получаете не за реализацию стандарта, а за выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовым договором. Разве в ваш трудовой договор введен пункт разработки образовательной программы с 01.01.2014 как основание для получения заработной платы? Нет, конечно. Свои трудовые обязанности вы выполняете - благодаря этому детский сад реализует образовательные услуги - и деньги государство выделяет на них, а не на стандарт. В стандарте вообще нет речи об этих услугах.3. Письмо Рособрнадзора - это письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, которое ссылается на ФЗ "Об образовании в РФ" как высший законодательный документ в сфере образования и разъясняет его. Так что претензии вашего руководства касаются ФЗ, а не самого письма.Более того, есть ПРИКАЗ МО и науки от 30 августа 2013 г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", в котором говорится о том, что  "образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования" (п.10). Пока нет последних - вы не имеете права разрабатывать свои ОП и нарушать приказ МО и ФЗ "Об образовании в РФ".4. По поводу проверок в сфере дошкольного и общего, высшего образования - как раз Рособрнадзор этим и занимаете. Напишите им на горячую линию, когда вас оповестят о такой проверке (http://obrnadzor.gov.ru/). Другие органы не проверяют документы, связанные с осуществлением образовательной деятельности: не их компетенция. Более того, новый Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его только деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Так, например, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.Основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). При этом важно, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Прокуратора в этот отношении согласует план проверок на год - заранее - совместно с Рособрнадзором, но проверять качество ОП не будет. Она занимается жалобами, связанными с нарушениями прав участников данного процесса."Финансисты" понятие ОП вообще не признают. Они мыслят другими категориями и предметом их  проверок выступает не программа, а экономическая составляющая реализации образовательной услуги, например, правила оказания платных дополнительных услуг или эффективность расходования средств, выделяемых на фонд оплату труда сотрудников.Какой вывод можно сделать из всего этого? - Вас запугивают. Можете написать жалобу в Государственную Инспекцию по Труду.

- У нас в сентябре проверка из департамента. Какую программу мы должны им показать? Нужно самим переделывать программу этого года?

Ответ. Вы должны показать проект ОП, разработанный в соответствии с рекомендованной во ФГОС ДО структурой. Он может быть неполным ввиду того, что адаптационный период еще не закончен. Самое простое - воспользоваться проектом ОП, представленным на сайте ФИРО - http://www.firo.ru/?page_id=11684.

- Почему в методическое обеспечение входят пособия 2007, 2009 гг.?

Ответ. Не совсем так. В методическое обеспечение должны входить пособия за 10 лет. Примерно 20% из них - за последние 5 лет. Это требование к библиографическому описанию документов.Естественно, что ввиду того, что ФГОС ДО утвержден с 2013 года, нужно дополнять список методических пособий, относящихся именно к этому времени - 2013 и 2014 гг. Однако проблема в том, что многие пособия, которые выпускаются в 2013-2014 гг. - это рукописи, разработанные в 2010-2012 гг., то есть до введения стандарта. Поэтому сейчас крупные издательства срочно делают их новую редакцию - в конце весны и начале лета, уверена, этот список существенно будет обновлен.

- Нужно ли классифицировать используемые программы/пособия по возрастам?

Ответ. Вы усложняете свою работу.

- Для групп компенсирующей направленности нужно писать отдельную программу или как раздел в общей программе?

Ответ. В ФГОС ДО речь идет об адаптированной образовательной программе для таких групп. Что подразумевается под этим - не ясно. Если рассуждать логически, то получается так:1. для общей ОП требуется введение под такие группы специального раздела "коррекционная работа" в структуру содержательного раздела основной части программы (при этом нужно брать за основу примерную программу, в которой уже есть такой раздел, например, "От рождения до школы" + давать ссылки на парциальные программы; и описание специальных условий пребывания детей и режима дня в таких группах - в структуру организационного раздела основной части программы;2. в вариативную часть программы включать модель взаимодействия специалистов и воспитателей в таких группах и схему реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка;3. адаптируя соответствующие образовательные области, специалисты - логопеды и дефектологи - разрабатывают свои рабочие программы.В дальнейшем обещают разработку примерных общеобразовательных программ для компенсирующих групп - тогда возможно создание специальной коррекционной ОП. Пока - нет.

- Хочется понять соотношение в основной образовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, как прописать 60 и 40%?

Ответ. Несколько  вариантов логики:1 вариант: считать обязательной частью все, относящееся к реализации ФГОС дошкольного образования - и принимать это за 60% - тогда в оставшиеся 40% должны войти еще 3 образовательные области (новые) и те виды образовательной деятельности и формы организации образовательного процесса, которые не вошли в стандарт - например, занятия с детьми и коммуникативные тренинги. И там, и там описываются основные и дополнительные образовательные услуги.2 вариант: считать обязательной частью то, что относится к реализации основной образовательной услуги, а вариативной - к дополнительным услугам, но тогда могут возникнуть проблемы с финансированием.3 вариант: основную часть рассматривать как федеральную, а вариативную - как региональную. Тогда к последней будет относиться писание модели экспериментальной и инновационной деятельности ДОО и реализации пилотных проектов (обычно их берут из описания региональных программ развития образования, например, "Столичное образование -6" Москвы), комплекса связанных с ними парциальных программ (например, "Московская семья - компетентные родители") и методических пособий.Выбирайте оптимальный для вас вариант.

- Расскажите что-нибудь про часть, формируемую участниками образовательного процесса...

Ответ. Мне кажется, оптимально здесь описать модель адаптации детей к ДОО, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год (так как они выпали из основной части программы, оставив там один режим дня) и под них дать списки программ и методических пособий, связанных с интеграцией образовательных областей. Можно включить сюда ссылки на рабочие программы тех областей, которые вы самостоятельно придумали и реализуете. Например, "Экология", "Театр", "Творческое конструирование" или "Игра". И закончить описанием мониторинга и инструментария для педагогической диагностики. Последний раздел этой части может быть связан со спецификой преемственности ОП с начальной школой и взаимодействия ДОО с социумом.

- Когда выйдет ваше пособие и как оно будет называться?

Ответ. Экспресс-конструктор образовательной программы дошкольного образования. Методическое пособие (ТЦ "Сфера").

- Почему возникла необходимость развития культурных практик?

Ответ. В связи со вступлением РФ в Европейское образовательное пространство. Там другая терминология, лежащая в основе составления учебных планов и образовательных программ. ФГОС ДО - это один из переходных мостов для доказательства такого соответствия. Теперь у нас, как и у них, дошкольное образование - уровень общего образования.

- Посетила семинары Натальи Викторовны в декабре 2013 года, будут ли дополнения 25 и 26 апреля?

Ответ. Обязательно. За это время вышли комментарии Департамента общего образования к разработке ОП и ряд других нормативных документов, позволяющих уточнить или скорректировать позицию авторов  - разработчиков образовательной программы детского сада. Более того, я намереваюсь организовать практикум, а не читать проблемную лекцию. Посмотрим, что из этого получится. 

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО ВЕБИНАРА МОЖНО ЗДЕСЬ.

tc-sfera.ru


Карта Сайта