![]() ![]() ![]() ![]() НОВОСТИ
![]() |
«Кавказ Хит» — радио с кавказским акцентом! Навигатор с кавказским акцентомКавказ 2015 / Путешествия / Эндуро и путешествияДуф-туф-тутуф… Дуф-туф-тутуф… Колеса вагона отбивают знакомый с детства бит по рельсам необъятной земли Казахстана. За окном вызженная солнцем степь, с пожухлой травой, и мелкими кустарниками. Надоедливая муха жужжит и лениво опускается на котлету на столе. От жары пересыхает в горле и клонит ко сну.Сейчас, на полке плацкартного вагона, с плеером в ушах все путешествие кажется каким то далеким паралельным миром, либо вспышкой яркого красочного сна. Точно также как и предыдущие наши приключения. Чем ближе к Алмате подбирается поезд, тем я все глубже и глубже окунаюсь в свою привычную жизнь. Некоторые философы называют такое состояние, в котором мы находились в путешествии, состоянием «не ума», когда человек живет настоящим и в данный момент времени, здесь и сейчас, краски становятся ярче, мир наполняется звуками, начинаешь чувствовать энергию земли. Его не одолевают различные думы, переживания, глобальное потепление климата, синтез белка в клетке и прочие ужасы современного мира. Возможно древние монахи Тибета практиковали именно такое состояние свободы сознания при медитациях в своих монастырях. У нас же сложился иной способ очистки разума и каждый год он требует от нас новой порции. И вот за очередной порцией состояния «не ума» мы и отправились в далекое и очень интересное место – Кавказ. Почему на Кавказ? В рамках прошлогодней подготовки к «путешествию к четырем морям» мы полностью отрисовали маршрут движения, включая все достопримечательности, все ночевки и прочее и прочее. Поэтому вопрос «куда поедем на этот раз?» не стоял. Мотоциклы решили перебросить поездом в Атырау, так как пилить по автобану в жару на груженных эндурях не хотелось. Успокоили себя тем что «мы ведь уже ездили по этой дороге в прошлый раз»)) Хочу поделить рассказ на участки которые мне показались самыми красочными, соответсвенно они наиболее интересны будут вам, так будет легче понимать наш маршрут и не будет «многа букв» в отчете. Итак поехали Атырау – Владикавказ. Астрахань запомнился просто сногсшибательными девушками! Их всех можно выводить на подиум. Это просто нечто))) Город оказался очень большим, он расположен прямо на реке Волга и там очень много мостов. В городах мы долго не задерживаемся, взяли чегото съестного и двинули дальше. Наиболее запомнившееся место на этом участке это 100 километровый участок песков где то от Лимана и до Артезиана. Адреналину добавило еще и то что мы ехали практически на сликах. Где то после 30 км такой езды заночевали в поле, и на следующий день прошли ещё 70 км. Честно я не ожидал на этом участке песков. Думал максимум хорошая грунтовка в несколько рядов. Напоминаю что эта дорога соединяла Астрахань с Махачкалой, Грозным и т.д. В теории я ожидал увидеть хорошую дорогу. Оказалось что фуры идут в этот регион в объезд через Элисту. Так выходит очень большой круг, что полностью противоречит нашим принципам и эндуризЪму в целом))). Далее был город Грозный, Чеченская республика. На подъезде к Грозному практически на каждом билборде красуется президент республики Рамзан Кадыров либо его отец Ахмад Кадыров. Конечно же большая заслуга Кадырова в установлении мира в регионе, и заново отстроенный город Грозный, с отличным асфальтом, красивыми зданиями, чистотой на улицах. Единственное не понравилось движение на дорогах. Я так и ждал что в меня влетят сзади, так как остановка на стоп линии при загорании красного света светофора считалась здесь дурным тоном. Позже нам рассказали анекдот с кавказским акцентом в тему: -Настаящщий джигит едит на красний свэт! -А что он делает когда горит зеленый? -На зэлёный свэт он прапускаэт другого настоящщего джигита! В местной харчевне попробовали национальное блюдо, чтото вроде бешбармака, только тесто было кукурузным, много мяса и шорпа с чесноком. После такой трапезы хотелось лечь и уснуть, но нас ждал город Владикавказ. К вечеру прибыли во Владикавказ. После Грозного конечно контраст впечатляющий. Старенькие покосившиеся дома с посыпавшейся штукатуркой, много различных памятников военного времени, серые панельки микрорайонов… В этом городе у нас была маленькая миссия, найти дом старшего брата Радика, того человека который в прошлом году нас приютил в Кокарале, Узбекистан. Немного покатавшись по городу нашли нужный дом. Рассказали свою историю встречи с Радиком, привезли гостинцев. Тем временем на улице шел дождь и как мы узнали позже, в сотне километров от этого места в городе Тбилиси было наводнение, затопило зоопарк и по городу бегали разъяренные животные. Нас не захотели отпускать и мы не особо сопротивлялись… Владикавказ — Тбилиси На следующий день выехали в сторону границы где по дороге нас приняли менты. Проверяли алкотестером и у меня показало среднюю степень опьянения. Мы сразу поняли что это развод и с невозмутимым видом предложили ехать на медэкспертизу. Немного пожурив, менты нас отпустили с миром и мы на всех парах устремились в Грузию. Перед границей было столпотворение грузовиков, легковушек, но мы юрко прошли между рядов и встали на стоп линии. Переход границы не доставил больших проблем, а на Грузинской стороне даже не пришлось слезать с мотоцикла. Первое место отмеченное в навигаторе был монастырь недалеко от Степанцминды. Дорога к ней была не сложной, местами была грязь. Туристов было очень много. Далее была арка дружбы Крестовый перевал И еще одна крепость на подходе к Тбилиси К Тбилиси приехали уже к обеду и впервые в местной харчевне попробовали грузинских вкусностей. Немного серфинга в интернете и мы нашли дешевый гестхаус в центре города, где в шаговой доступности были все достопримечательности города. Решили зависнуть здесь на пару деньков и релаксировать. advrider.kz Здравствуй, Россия!!! - На велосипеде по мируОт места, где мне сегодня довелось ночевать до России рукой подать - всего несколько километров. Паром от Порта Крым (Украина) до Порта Кавказ (Россия) идет всего 20 с небольшим минут.Спал этой ночью я крепко и долго из-за своей болезни, поэтому первых несколько паромов я проспал. Оно может и к лучшему, т.к. погода за окном морского вокзала не радовала глаз - шел мелкий дождик. Утром чувствовал себя и не хорошо и не плохо, как-то нейтрально, но главное температуры не было и я мог уже потихоньку кушать.Купил билет на паром Керч-2, который должен отправляться в 7:30 киевского времени (8:30 московского). Пока ждал кораблик, разговорился с пешими туристами, которые по Крыму лазили. Мой ответ на вопрос: "А ты откуда едешь?" - Из Португалии, из Лиссабона! Многих вгонял в легкий ступор. Видно было по лицам людей, что не очень то они мне и верят, когда я говорю такие слова. Но у меня есть навигатор с треками, который развеивает любые сомнения.Информатор объявляет, что начинается посадка на паром "Керч-2". Паспортный контроль и штампик в паспорт: "Украина. Выезд. 14.08.2013." Еще один шаг и я в России.На пароме разговорился с народом из Краснодара. Сначала просто стояли болтали, потом когда узнали откуда я еду, начали со мной фотографироваться.![]() ![]() ![]() ![]() dima-pashchenko.livejournal.com
budetinteresno.info Путешествие на КавказВремя путешествия: октябрь 2016г. Чевертый день пути, проехали 2500 километров. Нужно заехать в Черкесск, чтобы в погран. управлении получить пропуска в Тебердинский заповедник. Дальше в Домбай. Отсюда 5 км в горы до альплагеря Алибек. Утром пойдем к леднику. А пока, взял камеру, штатив и пошел ставить эксперименты со звездным небом. Буханка во дворе альплагеря пришлась, как нельзя, кстати. Утром встали в 4:30 и поползли в горы к леднику. Ориентировались по навигатору, так что тропу нашли сразу. Впереди погран. застава, постучал в дверь, покричал... никого. Ладно, отметимся на обратном пути. Топать долго и тяжко, километра 4 в гору. А в это время нам в спины било рассветное солнце. Спустя несколько часов, вышли к озеру Турье. Эх, как обидно, воды мало, озеро смотрится, как лужа. Да и ледник хилый и весьма подтаявший. Из-за того, что запланированные сюжеты для фото оказались не очень, пришлось переобуваться на ходу и довольствоваться лишь дежурными кадрами. И хотя с фотками неподфартило, зато глаз радуется - вокруг красотища. Контраст белых гор и желтого леса просто завораживает. Вышли с тропы только в 11:30. Еще утро, а мы уже 7 часов бродим в горах. Дальше к Алибекскому водопаду, благо, тут совсем близко. Солнце уже высоко, водопад снять толково не получается, но река вполне себе фотогенична. Кстати, на протяжении всей поездки воду брали в горных реках и ручьях, никакой тебе хлорки, просто вкуснятина! Вернулись к альплагерю, собрали шмотки и поехали на озеро Туманлыкель. Сначала планировали там заночевать, но оказалось, что озеро находится на территории заповедника и выехать оттуда нужно до 17:30. Поэтому ограничились только предзакатными пейзажами. Здесь мы встретили Ольгу, она с мужем приехала сюда отдохнуть и полюбоваться природой. Казалось, что она знает всё о достопримечательнастях Кавказа. Она не умолкала ни на секунду, выдавая советы по посещению тех или иных мест, один за другим. А я слушал ее, открыв рот, ведь ее расказ был наполнен бесконечным вдохновением и любовью к здешним местам. Даже не припомню, чтобы мне встречались люди настолько влюбленные в свой край. Утро следующего дня началось с того, что проспали время рассвета. Дальше больше - тачка не заводится. Спустя час, неисправность вылечилась стучанием камнем по стартеру. Итак, утренний свет потерян безвозвратно. Поехали в Мухинское ущелье, по словам Ольги, это обязательное для посещения место в Карачаево - Черкессии. И вправду, ущелье не разочаровало. Останавливались каждые 200 - 300 метров, чтобы запечатлеть эту красоту. В итоге, поднялись на 3050 метров над уровнем моря. В этом бесспорная заслуга подготовленного к экспедициям внедорожника, на котором мы отправились в путешествие. И если внизу бабье лето, то тут уже практически зима, можно снежками кидаться. Здесь, наверху озеро, поднявшись еще выше на горный хребет, нашли еще одно. По возвращении из Мухинского ущелья поехали на плато Бермамыт, это уже в Кабардино - Балкарии. Ехали по дороге Черкесск - Учкелы. Вокруг невероятные пейзажи, хочется идти пешком, наслаждаясь этим буйством осенних красок и фотографировать каждый куст. Особенно живописно было в районе реки Мара и одноименного села. Так и застряли здесь до вечера, пока солнце не скрылось за горизонтом. Как следствие, 50 километров ехали 4 часа. На Бермамыт приехали уже в полной темноте. Прибыв на место пошел осмотреться с фонариком, впереди обрыв, справа обрыв, заехали дальше некуда. Поставили палатки, поужинали и спать. Ночевать пришлось в одежде и в двух спальниках, иначе можно было околеть от холода. Встали в 5 утра и тут началось... Так как вчера ехали по темноте, я и представить не мог, что тут такое невероятное место. Солнце всходило сбоку, а передо мной открывался потрясающий вид на Эльбрус. Встретив рассвет, поехали кататься по плато. Знаете, мне почему-то напомнило это Гранд Каньон в Америке - такие же скалы, такой же цвет и фактура. Дальше наш путь лежал на Джилы Су. Можно было ехать двумя дорогами: по асфальту, но долго и по бездорожью, но быстро. А раз мы почти на танке, то выбрали второй вариант. С плато выезжали по Хасаутскому ущелью. Спуск вниз оказался не для слабонервных, порой уклоны были почти вертикальными. Дорога сложная и каменистая, зато какая красота вокруг! Ехали по ущелью километров 15 - 20, дальше хороший асфальт. Наконец-то на горизонте снова появился Эльбрус. Мы наблюдали его до самой точки прибытия. Менялся лишь передний план. К закату приехали в Джилы Су. Поднялся сильный ветер и мы решили не рисковать, ночуя в палатках, поэтому арендовали тут вагончик. Кинули вещи и пошли осматриваться. Народу не то, чтобы много, но есть. Сюда едут, чтобы искупаться в целебных водах нарзанов. Некоторые из встреченных нами, утверждали, что местная вода лечит даже рак. Может и враки, но кто его знает. Вроде все нормально с местом, только мусора валяется тьма тьмущая. Но водопады здесь зачетные! Утром встали, как повелось, пораньше и пошли фотать рассвет. С Эльбрусом не прокатило, весь затянут облаками, зато все остальное очень даже ничего. Это водопад Султан. Около 40 метров в высоту. Издалека, вроде, размеры не впечатляют, а как подойдешь поближе, так начинаешь чувствовать всю его мощь. На этом наше знакомство с Кабардино - Балкарией и приэльбрусьем заканчивается, дальше отправляемся в Дзинагу. А это уже в Северной Осетии. И снова залипаем по дороге, глядя на великолепные кавказские пейзажи. Из-за постоянных остановок на "пофоткать" до Дзинаги сегодня так и не доехали. Свернули в поле, поставили палатку и спать. Утром дождь. Едем по Дигорскому ущелью. По плану съемка заброшенного древнего села Донифарс. Поднимаемся выше в горы, из-за тумана не видно вообще ничего. Навигатор указывает на то, что мы в селе, но ощущение, что ничего здесь нет. И хотя мы собирались еще заехать в село Лесгор, из-за тумана решили возвращаться на трассу. Сделали круг и уже на выезде из Донифарса смотрим стоит мужик и жестами показывает нам остановиться. Едва успели с ним поздороваться, а он уже зовет нас в гости. Мы помялись немного и вот мы уже у него на кухне, сидим за столом и ждем пока закипит чайник, а хозяин дома откупоривает бутылку водки... Зовут его Умар. Под чаепитие и тосты он рассказывал нам об осетинской истории и обычаях. Оказалось, что Донифарс, как и многие другие села, опустел в хрущевские времена, когда осетин насильно переселяли с гор на равнину. Потом Умар углубился в историю еще дальше и начал рассказывать о сопротивлении осетин войску Чингисхана. И тут уже стало трудно отличать исторические факты от красноречивых легенд. Все это он рассказывал с присущим кавказцам акцентом, так спокойно, но в тоже время ярко, и каждое его слово было пронизано гордостью за свой народ. Этот человек был воплощением моих стереотипов о кавказском гостеприимстве и радушии. А еще, выяснилось, что ему 70 лет, но выглядел он не старше пятидесяти. При этом в его хозяйстве 70 лошадей и столько же коров. Не сложно представить сколько сил нужно вкладывать, чтобы содержать такое стадо. Моему восхищению этим человеком не было предела. Может, действительно, в этих краях "живая" вода, благодаря которой, люди даже на восьмом десятке лет жизни полны сил и столь энергичны? После гостей решили все-таки заехать в Лесгор. Постройки села едва виднелись сквозь туман. И вдруг, как по волшебству, солнце пробило белую пелену и окрестности предстали пред нами во всем своем руинном очаровании. Напялив полиэтиленовый пакет на камеру, чтобы защитить ее от моросящего дождика, я ломанулся фотографировать, пока туман снова не завладел этим местом. Запыхаясь, я бегал с места на место в попытках запечатлеть каждый ракурс. Несмотря на то, что с момента ухода людей, прошло не так уж много времени по меркам истории, дома сильно разрушены. Разрушения происходят интенсивно, так как при строительстве домов не использовался скрепляющий камни раствор. Село венчают руины сигнальной башни. В давние времена такие башни служили для оповещения соседних сел. Для этого на башнях поджигали сено, а дым служил сигналом. Также в осетинских селах строили (и строят по сей день) родовые башни. Родовая башня является символом состоятельности рода. На данный момент в Лесгоре живет всего одна семья. Дальше решили подняться выше в горы, чтобы сфотать село сверху. И снова едем в кромешном тумане. Смотрю, метрах в двадцати от дороги проглядываются силуэты каких-то построек. Вышли осмотреться и видим перед собой старое осетинское кладбище с фамильными склепами. В склепах лежат скелеты, которых можно увидеть через окно. Но эти скелеты не внушают страх, а наоборот, заставляют думать о том, кем были эти люди, когда они жили, чем занимались... И в этот момент создается особая атмосфера, появляются совершенно особенные чувства, и хочется долго бродить среди этих могил... Дождавшись новых дыр в тумане, сфотографировали село сверху, и направились в Дзинагу. Утром поехали вглубь Дигорского ущелья. Доехали до конца дороги, нацепили рюкзаки и выдвинулись в горы к водопадам Три сестры. А по пятам шел туман, подгоняя нас вперед. Вышли в долину, которую венчает ледник, а по склонам гор катятся три нити воды, внизу сливаясь в реку. На обратном пути подъехали к местным спросить, как добраться до Галиата. Их было двое - старик и мужик лет сорока. Я поздоровался. Мужик тянет руку, я тяну свою в ответ, а он в это время делает замечание: "Сначала со старшим!" Именно в таких мелочах проявляется ментальность нации, именно из таких мелочей складывается впечатление о людях. Слово за слово и нас снова зовут в гости. Правда, на этот раз мы отказались, сославшись на спешку. Не знаю, как мои попутчики, но я на самом деле жутко застеснялся. Мне, жителю средней полосы России, непривычно слышать приглашения зайти в гости от абсолютно незнакомых людей. И совершенно непонятно, почему эти люди проявляют в отношении меня такое радушие. И тут я вспомнил Саню, моего друга. Он осетин. Как же я завидую ему в том, что он родился и вырос в такой среде. Едем дальше. В Галиат. Это еще одно древнее заброшенное село. По пути встречаются и жилые сёла. В одном из таких вышли из машины осмотреться. Подошел парень поинтересоваться откуда мы. Я позже спросил его сколько лет селу. Он ответил: "Не знаю точно, но вот этому дому 300 лет". Эх, побывать бы здесь в те давние времена... А вот и Галиат. Душевно и очень атмосферно. Пробыли здесь до вечера и уже по темноте приехали в Цей. Утром организовали себе небольшой поход в горы, но из-за облачности толком ничего не пофоткали. Потом побродили с камерами по лесу. Сняв по паре осенних сюжетов, снова сели в машину и в путь. Не смотря на то, что уже видели несколько брошенных сёл, фотки, найденные нами в интернете, заставляли нас посетить еще одно. Вбиваем в навигатор село Лисри. По пути снимаем чудеса природы. Приехали на место, а погода снова нас не жалует. Опять дождь, плюс ко всему поднялся сильный ветер. Работать пришлось быстро, поэтому не осталось никаких воспоминаний об этом селе и все мои впечатления от Лисри формируются вновь, по фоткам, которые тогда удалось сделать. На следующий день поехали в Даргавс. Пожалуй, это одно из самых раскрученных и известных мест в Северное Осетии. Это древнее кладбище с самым большим количеством фамильных склепов. Кроме нас здесь никого не было. К тому же, в кои-то веки, мы никуда не спешили. Все способствовало тому, чтобы вдоволь насладиться этим местом. После Даргавса нас ждала Ингушетия. Едем по горному перевалу. Смотрим, по дороге идут ослы, решили пофотать их в тумане. А чтобы хоть как-то расположить их к себе, начали кормить их морковкой. В итоге, два осла ни в какую не хотели отставать от меня - все время были у меня за спиной и кусали за логти, выпрашивая вкусняшку. Соответственно, фотографировать было невозможно, только и успевал отмахиваться от кусачих ишаков))) Но один неплохой кадр сделать все же удалось. Закат встретили на Суаргомском перевале. Заночевали в гостинице на границе с Ингушетией, а утром поехали в Эрзи. Это самый сохранившийся башенный комплекс в Ингушетии. Строения пониже когда-то были домами, сегодня от них остались лишь стены. А вот то, что повыше - это оборонительные башни, они сохранились хорошо. В стародавние времена такие башни строились возле многих домов в Ингушетии и служили для обороны во время набегов врагов. Погода совсем испортилась. Опять дождь, опять всё заволокло туманом... И нам ничего не оставалось, как ехать дальше. Но на этот раз дорога лежала домой, ведь сегодня последний день нашего путешествия. Пройдет время, воспоминания об этой поездке померкнут, останутся лишь вспышки некоторых впечатлений, полученных здесь. Я со своей женой буду ехать в машине, мы будем обсуждать предстоящий отпуск и я скажу ей: "Лида, а как на счет Кавказа?!" И тогда я снова окажусь в этих краях, ведь сюда обязательно стоит вернуться! p.s. если этот рассказ вам понравился и был полезен пишите в комментариях свои впечатления. turkeevtravel.ru КАвЗы с кавказским акцентомАвтобус КАвЗ-685 и другая продукция Нальчикского авторемонтного завода (ОАО «НАРЗ»)Денис Дементьев, фото из архива автора и ОАО «НАРЗ» В горах Северного Кавказа раскинулся красавец Нальчик. Он является в большей степени туристическим, а не промышленным центром региона. Несмотря на это в столице Кабардино-Балкарии есть достойный представитель отечественного автопрома – Нальчикский авторемонтный завод, который в советские времена массово (!) выпускал автобусы КАвЗ-685. Учитывая сенсационность этого недавно выясненного факта, я решил вплотную заняться историей НАРЗа, которая, надо сказать, на поверку оказалась достаточно богатой. Для читателей, внимательно следящих за рубрикой «В тени автогигантов», уже давно не секрет, что производством автобусов для местного сообщения или служебных целей в Советском Союзе занимались десятки, если не сотни заводов. Некоторые разрабатывали собственные конструкции, некоторые выпускали заимствованные, в том числе у заводов Минавтопрома. Не стал исключением и достаточно массовый по тем временам автобус КАвЗ-685, который по документации Курганского автобусного завода выпускали в Семёнове, Щёкино, Токмаке, Чимкенте и других городах. Важной особенностью «неродных» КАвЗов были даже не столько внешние особенности, которые, конечно, присутствовали, сколько принципиально другая технология сварки каркаса кузова из прямоугольных труб, а не штампованных профилей, что определялось производственными возможностями тех или иных предприятий-лицензиатов. По такому же принципу пошел и Нальчикский АРЗ, подчинявшийся Главному управлению по строительству в районах Северного Кавказа «Главсевкавстрой». Любопытно, что этот завод в соответствии с планом Минтяжстроя СССР изначально строился как предприятие по производству автобусов для обслуживания строительных организаций и трестов. Официально завод был основан 1 декабря 1964 года, однако строительство цехов для производства автобусов было фактически закончено лишь в начале 1970-х годов, именно тогда были оборудованы две поточные линии. Первый нальчикский образец КАвЗ-685 был готов к 31 декабря 1973 года, то есть спустя всего 4 месяца после начала конвейерного производства автобусов этой модели в Кургане. А уже с начала 1974 года в Нальчике развернули серийное производство. В среднем на заводе выпускали порядка 300 автобусов ежегодно, а пик производства в лучшие годы составлял 323 шт. КАвЗы нальчикского изготовления имели широкую географию распространения, охватывающую практически всю территорию СССР от Дальнего Востока до Западной Украины – сказывалась ведомственная принадлежность союзному министерству, да еще какому! Минтяжстрой СССР являлся одним из самых богатых, поэтому вполне смог позволить себе иметь собственный завод по производству автобусов в пику общему дефициту пассажирского автотранспорта. ![]() ![]() Хотя нальчикские автобусы поступали в эксплуатацию во все концы Родины, почти все транспортники никоим образом не ассоциировали их с Кабардино-Балкарской АССР и считали простыми «кавзиками». У них в паспортах было написано просто «КАВЗ-685», и никакого внутреннего индекса, присвоенного НАРЗом, они не имели, так как утвержденные технические условия присылали из Кургана. Этим и было продиктовано стремление, а точнее, даже обязательство не отступать от курганской документации. Но несмотря на попытки максимально точно скопировать конструкцию и внешний вид КАвЗ-685, выпускавшиеся нальчикские автобусы все-таки имели свои характерные внешние признаки, в частности отсутствие гнутых окон в задних углах кузова, а также воздухозаборники с «лягушками» (а-ля ГЗА-651) на крыше вместо люков. На ранних образцах, кроме того, отсутствовал задний бампер: его роль выполнял толстый прорезиненный молдинг, окантовывавший юбку кузова. В остальном отличить их от коренных КАвЗов было достаточно проблематично. Даже оконные проемы дверей у них были сделаны по курганским штампам, хотя выколачивались вручную, а не штамповались на прессе. Правда, впоследствии этот процесс на автобусах поздних выпусков упростили, позаимствовав у инженеров Щёкинского деревообделочного завода упрощенную сварную конструкцию проемов с характерной «ступенькой». Кроме классической модели «685» в 1976 году НАРЗ изготовил на ремонтных шасси ГАЗ-51А автобусные кузова, аналогичные «кавзовским», но укороченные на одну оконную секцию. Таким образом, они вмещали 19 пассажиров вместо 24-х. Всего таких автобусов по разовым заказам было изготовлено около 50 штук, и официально они числились как КАвЗ-651, прошедшие капитальный ремонт. Развитие автобусного производства и потребность в его расширении заставили «легализовываться» по линии Минавтопрома СССР. По этой причине в 1976 году два автобуса КАвЗ-685, изготовленные в Нальчике, по заданию сверху были отправлены на междуведомственные полигонные испытания в Дмитров. Если говорить сухим канцелярским языком, то автобусы испытания выдержали успешно, но вот история самих испытаний представляет отдельный интерес. Дело в том, что в отчете полигона НАМИ, в котором якобы представлены результаты испытаний автобусов КАвЗ-685, изготовленных Нальчикским АРЗ, присутствуют фотографии испытаний совершенно другого автобуса, а именно ЗАП-21 производства Саратовского АРЗ. Это можно было бы списать на то, что кто-то ошибся и вклеил в отчет не те фото. Однако факт того, что завод из Саратова сотрудничал с НАРЗом, заставляет усомниться в простой оплошности составителей и подумать о неком «заговоре». К тому же фотоподтверждений пребывания нальчикских автобусов на испытательных дорогах полигона мы так и не нашли. Возможно, пока, а возможно… ![]() Как бы там ни было, испытания на полигоне НАМИ не очень способствовали расширению автобусного производства в Нальчике. Уже в 1977 году из Министерства пришел приказ о прекращении производства новых автобусов и переориентировании предприятия исключительно на капитальный ремонт автобусов марки «КАвЗ». Чем вызвано такое решение, непонятно, однако именно в этот период свое автобусное производство свернули многие ведомственные предприятия. Можно только предположить, что причиной стала ратификация Советским Союзом правил ЕЭК ООН в отношении безопасности ТС. ![]() Прекращение выпуска КАвЗ-685 вовсе не спровоцировало отказ завода от производства промышленной продукции. На смену автобусам пришли передвижные мастерские, выпускавшиеся на тех же поточных линиях. Первой моделью стала автомастерская техпомощи А-370 на шасси ГАЗ-52-01. Головной образец экспонировался на ВДНХ в 1978 году и получил серебряную медаль выставки. В это же время на НАРЗе создают вариант мастерской АО-300 на коротком шасси ГАЗ-52-04. Оба типа выпускались параллельно и были предназначены для проведения ремонтных работ в полевых условиях. В комплект оборудования мастерской входили газосварочный и электросварочный агрегаты, верстак, электростанция АБ-У, сверлильный станок и набор инструмента. ![]() ![]() Завод пробовал вернуться и к пассажирской теме: в 1983–1984 гг. по документации ПКБ Минсельстроя БССР (Минск) было изготовлено порядка 80 съемных кузовов-фургонов СКФ-1 на шасси ГАЗ-53А. Однако эта продукция не пошла, и завод продолжал ремонтировать автобусы и выпускать автомастерские, от которых в 1988 году также пришлось вынужденно отказаться, потому что ГАЗ снял с производства шасси с двигателем ГАЗ-51, а фонды на шасси ГАЗ-53-12 получить не удалось, поскольку львиная их доля уходила в сельское хозяйство. Так, к началу 1990-х годов завод и формально, и фактически оставался авторемонтным, и лишь в 1996 году после процедуры акционирования руководство предприятия решило возродить автомобильное производство. Был разработан проект семейства специализированных автомобилей на шасси «Урал-4320» для нефтяников. В это семейство входили автомобили-фургоны АГ-0301, АК-0302, АП-0303 различной грузоподъемности, а также вахтовые автомобили АП-0304 для перевозки в кузове 8 человек. Однако в жизнь были воплощены только автомобили «Вахта» (правда, на шасси ЗИЛ-131НА) и комбинированные грузопассажирские автомобили ГПА-0305 для проведения ремонтно-профилактических работ на магистральных трубопроводах. Последние имели бортовую металлическую платформу, оборудованную краном-стрелой и лебедкой для погрузки технологического оборудования, и пассажирский отсек на четыре человека, где были два спальных места, умывальник, газовая плитка, сушильный шкаф и раскладной столик. Интересной особенностью этих машин было также наличие двух независимых друг от друга систем отопления, что в условиях Крайнего Севера является не роскошью, а необходимостью. Все изготовленные в количестве 40 шт. автомобили ГПА-0305 ушли в Тюменскую область, а 10 «вахтовок» АП-0304 – в подразделения «Ставропольнефтегаза». ![]() В конце 1990-х завод по разовым заказам занимался переоборудованием большегрузных автомобилей, установкой двигателей ЯМЗ на КамАЗы и «Уралы», изготавливал металлоконструкции. В 2005 году ООО «ВАП «Волжанин» рассматривало Нальчикский АРЗ как промышленную площадку для организации сборки своих автобусов, но в итоге выбор пал на г. Баксан. ![]() По состоянию на сегодняшний день производственная деятельность предприятия ОАО «Нальчикский авторемонтный завод» полностью остановлена, оборудование распродано, а площади сдаются в аренду. В общем, характерная картина нашего времени. Остается только преклоняться перед теми работниками завода, которые еще что-то хранят в надежде спасти ту историю завода, которую уже не вернешь. За что им низкий поклон! Автор выражает благодарность главному инженеру ОАО «НАРЗ» Тихонову Рудольфу Сергеевичу и Шумилиной Валентине Владимировне за помощь в подготовке данной статьи. ![]() www.gruzovikpress.ru «Кавказ Хит» — радио с кавказским акцентом!Поздравляем всех радиолюбителей, а также работников радио-сферы со всемирным Днем радио!В этот день, 123 года назад российский физик Александр Попов впервые продемонстрировал беспроводную удалённую регистрацию электромагнитных колебаний от разряда молнии на собранный им же приёмник. С тех пор в мире появилось новое средство массовой информации, которое и сейчас не теряет своей огромной популярности у слушателей. По данным международных источников, в мире существует около 44 000 радиостанций. Среди этого разнообразия зрители давно нашли для себя любимые компании, соответствующие различным вкусам. Мы же хотим отдельно отметить своего бессменного партнера – радиостанцию «Кавказ Хит», на волнах которого круглосуточно звучат любимые южные хиты и самые свежие новинки артистов музыкального издательства «Звук-М»! ![]() Зрители «радиостанции с кавказским акцентом» первыми узнаю́т о выходе новых музыкальных композиций, имеют постоянный доступ к огромному списку песен, собранных на протяжении десятков лет. Помимо этого, радиостанция «Кавказ Хит» предлагает своим слушателям подборку интересных передач, посвященных культуре и быту народов Кавказа, актуальным новостям региона, путешествиям, старинным легендам и сказкам, а также творчеству артистов «Звук-М». Мы с радостью приглашаем вас присоединиться к «Кавказ Хит» в Черкесске (105.9 FM), в Кисловодске (99.4 FM) или онлайн: kavkazhit.com, а также подписаться на группы радиостанции в социальных сетях и всегда оставаться в курсе всех новостей «радио с кавказским акцентом»! zvuk-m.com Модерн-арт с кавказским акцентомВ Северной Осетии открылся Международный художественный симпозиум «Аланика». В этом году он стал юбилейным: ему исполнилось десять лет. Год за годом «Аланика» собирает в широком смысле этого слова художников, занимающихся современным искусством и пробующих осваивать его новые формы. Это и авторы видеоарта, и скульпторы из необычных материалов, и перфомансисты. Некоторые экспонаты, созданные на «Аланике», стали частью городского пейзажа Владикавказа. Другие – были не поняты горячекровными кавказцами и безжалостно уничтожены. За время проведения симпозиума Северная Осетия познакомилась с искусством во всех его проявлениях: художник из Голландии устраивал перформанс, когда его поднимали на строительной вышке, чтобы он посмотрел в глаза Ленину; азербайджанец демонстрировал «чудо рождения», вылезая под музыку из капустных листьев; москвич – рисовал водой на асфальте… «Аланика» обычно проводится таким образом, что приглашенные на нее художники в течение нескольких недель создают работы, связанные какой-либо темой. Ежедневно они проводят встречи и мастер-классы. А в последний день симпозиума открывается итоговая выставка. Десять лет – время подводить итоги. За время существования симпозиума, в «Аланике» приняли участие художники из 22 стран мира: от США и Великобритании до Эквадора и Бельгии. Однако особенное внимание на «Аланике» всегда уделялось авторам с Кавказа - Северного и Южного. Традиционными участниками «Аланики» ежегодно становятся чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы. Один из экспонатов выставки- Симпозиум стал значимым событием в культурной жизни не только СКФО, но и всей России, - считает заместитель полпреда президента РФ в СКФО Максим Владимиров. – На симпозиуме рассматривается современное развитие общества по различным сценариям, расширение цивилизации и культуры. В этом симпозиуме пересекаются культура и время. В связи с юбилеем «Аланика» немного вышла за рамки Национальной научной библиотеки, которая на протяжении последних нескольких лет служила площадкой для ее проведения. Юбилейные выставки проходят сразу в нескольких музеях Владикавказа, а также в Беслане. Выставка в Беслане полностью посвящена трагедии 2004 года. - Инициатором проведения «Аланики» в свое время стал председатель правительства республики Николай Хлынцов, - рассказывает его нынешний организатор, директор Северо-Осетинского филиала Государственного центра современного искусства Галина Тебиева. - Даже его коллеги тогда не понимали, зачем это делается. Сейчас же таких вопросов не возникает. И в этом году в симпозиуме снова принимают участие наши коллеги из других стран. Организаторы обещают, что одним из самых ярких мероприятий симпозиума станут световые инсталляции азербайджанского автора Сабины Шихлинской в здании владикавказского планетария (бывшей шиитской мечети). В течение двадцати пяти последних лет оно стояло заброшенным. Световое шоу станет первым мероприятием в планетарии после окончания его реконструкции. Также в этом году в рамках «Аланики» впервые пройдет и конференция культурологов разных стран «Аланика. Юбилей как шанс», где специалисты обсудят вопросы улучшения качества проведения симпозиума. Традиционно «Аланика» проводится летом. Однако в этом году сроки пришлось серьезно передвинуть: ее постоянный организатор ГЦСИ проиграл тендер на ее проведение. А фирма, получившая это право, не справилась с организацией симпозиума. В итоге на отмену результатов тендера ушло солидное время. «Аланика-2016» будет проходить вплоть до конца ноября. А после ее окончания будет традиционная выставка, на которой будут представлены работы, сделанные уже в этом году. www.kavkazr.com |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |