НОВОСТИ

Геолокационные сервисы или Как работают Яндекс-пробки. Риск образования глухой пробки яндекс навигатор что это


«Яндекс.Навигатор» стал учитывать скорость движения машин в разных потоках

02 окт. 2017 г., 13:39

Пользователи приложения «Яндекс.Навигатор» смогут получить маршрут с учетом скорости движения машин в разных потоках магистрали, это позволяет более точно определить самый быстрый вариант проезда и сэкономить водителю еще немного времени, говорится в сообщении пресс-службы «Яндекса».

«Скорость движения машин в разных потоках одной магистрали иногда сильно различается – например, часть автомобилей может стоять в пробке на съезд, тогда как остальные машины едут прямо без задержек. Навигатор анализирует скорость движения каждого потока и учитывает ее при расчете времени поездки. Кроме того, он отображает на карте загруженность дороги с учетом того, в каком потоке едет водитель», - говорится в сообщении.

Если в дороге навигатор находит более быстрый маршрут, он предлагает его водителю: в новой версии приложения, чтобы сравнить маршруты и сделать выбор, нужно всего два клика. Сейчас приложение рассказывает водителю о более быстром пути, если этот вариант проезда сэкономит больше пяти минут, а до нужного маневра не меньше километра.

«Осенью загруженность дорог в городах-миллионниках сильно возрастает. Навигатор помогает водителям пережить это время с минимальными потерями – для этого мы постоянно развиваем технологию маршрутизации и добавляем новые факторы, которые помогают нам найти самый быстрый маршрут», - отметил руководитель «Яндекс.Навигатора» Михаил Высоковский.

При выборе оптимального маршрута навигатор анализирует не только текущую ситуацию, но и историю пробок за последние несколько месяцев. Это позволяет спрогнозировать, как изменится положение дел, пока водитель будет ехать. За прогноз отвечает специальный алгоритм на основе машинного обучения. Приложение умеет также определять глухие пробки: если навигатор понимает, что на каком-то участке дороги машины прекращают движение, он показывает предупреждение.

«Яндекс.Навигатор» — бесплатное мобильное приложение для автолюбителей, которое прокладывает маршруты в объезд пробок, помогает найти парковку, предупреждает о камерах, авариях и ремонтных работах. В России приложением пользуются почти 14 миллионов человек в месяц. Сервис работает также в Беларуси, Казахстане, Турции и других странах.

inorehovo.ru

Геолокационные сервисы или Как работают Яндекс-пробки

Геолокационные сервисы или Как работают Яндекс-пробки

Ракиткина:

- Это «Восстание машин», в гостях у меня сегодня аналитик геосервисов Яндекса Леонид Медников. Здравствуйте. Леонид, многие наши слушатели пользуются обязательно геосервисами Яндекса, просто они не знают, что они так называются. Давайте же скажем, что это такое.

Медников:

- Это, в первую очередь, карты геосервиса и карты давно уже обросли огромным количеством разных функций. Это и адресная база – вы можете найти любой адрес организации, это поиск маршрутов к нужной вам точке, это пробки, маршруты в объезд пробок, маршруты на общественном транспорте, на автомобиле. Это панорама улиц, где вы можете посмотреть место, куда вы собираетесь ехать или, может, не собираетесь, а просто хотите посмотреть другой город. Ну и многие другие сервисы, которые идут вокруг вот такой традиционной карты.

Ракиткина:

- Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что больше всего мы пользуемся сервисами Пробки, Навигатор, кто-то пользуется Транспортом. В каких городах присутствуют эти сервисы?

Медников:

- Если говорить о Пробках, то они работают по всей территории России и автомобильная маршрутизация тоже, и Яндекс.Навигатор. Если мы говорим про сервис транспорта, то там требует более специфичная информация, нужно знать все остановки, интервалы движения или даже получать информацию о конкретных автобусах, поэтому городов меньше, но это в десятках городов – почти 100 городов, где работает маршрутизация. И вот города, где можно следить за движением транспорта в режиме реального времени, это почти три десятка городов.

Ракиткина:

- Скажите, Леонид, почти каждый москвич вот сейчас смотрит Яндекс.Пробки. Какой путь он прошел до того момента, как мы сейчас его знаем? Как он работает? Собирается ли это с каких-то камер информация или, может быть, спутник? Как устроен этот сервис?

Медников:

- На самом деле, сервис действительно прошел очень большой путь.

Ракиткина:

- Сколько ему лет?

Медников:

- Пробки были запущены в 2006 году и тогда они работали по совершенно другому принципу. Тогда вообще карты в интернете было еще что-то странное и не до конца людям понятно, собственно, зачем они нужны? У нас есть бумажная карта, ее можно взять с собой в машину – это удобно – а компьютер я с собой не понесу. Но все кардинально изменилось не благодаря нам, а благодаря технологическому развитию, потому что сейчас у каждого есть смартфон почти что.

Ракиткина:

- Ну, благодаря вам тоже, конечно же.

Медников:

- Но я хочу сказать, что вот революция смартфонов она же стала революцией карт и геосервисов, потому что теперь, когда смартфон есть у каждого в кармане, значит, карта есть у каждого в кармане, тогда она обретает совершенно новый смысл. Вы можете понять, где вы сейчас находитесь, куда вам двигаться и это уже становится гораздо лучше, чем бумажная карта, по которой вам еще надо понять, где вы находитесь и она вам не даст инструкции, где можно повернуть, а где нет… Сейчас, я думаю, что у многих уже в машине нет карты, хотя я помню времена, когда у каждого в бардачке лежала карта и только по ней люди могли ориентироваться.

Ракиткина:

- Я могу сказать, что в тех районах, где нет интернета, все-таки карта бывает нужна. Ну, это между какими-то областями, когда еще один оператор не подхватил, а тут вот, конечно, это бывает нужно, но в целом, конечно, в больших городах люди уже пользуются навигаторами повсеместно. Но как же все-таки работают сервисы Яндекс.Пробки. Как мы видим, что вот здесь красненькая, а здесь желтенькая? Как Яндекс узнает и как он нам это передает? И как он это обновляет?

Медников:

- Я не зря говорил про смартфоны так много, потому что смартфоны здесь являются ключевым элементом. Да, водители едут по дороге, они смотрят пробки, но на самом эти пробки нарисовали только что другие водители, которые точно также с включенным Яндекс.Навигатором ехали по этому месту недавно, несколько минут назад. Информация о местоположении и скорости движения каждого водителя с включенным Яндекс.Навигатором через мобильный интернет передается на серверы Яндекса. Эта информация абсолютно анонимная, неважно, кто это едет, нам важно, что нечто движется по дороге с определенной скоростью. Если эта скорость высокая, мы понимаем, едет автомобиль быстро, значит, здесь не может быть пробки, движение свободное, улица будет окрашена в зеленый цвет. И мы используем данные не от одного автомобиля. А от многих автомобилей, которые только что здесь проехали. Ну а если многие автомобили едут медленно, передают нам эту информацию, значит, мы понимаем, здесь пробка и эта улица будет окрашена в красный цвет.

Ракиткина:

- То есть, любой человек, даже не зная об этом, он как бы сам является носителем, передатчиком информации для сервиса?

Медников:

- Да, любой человек, кто едет с включенным Яндекс.Навигатором, он на самом деле помогает другим людям обновлять пробки и следующий человек проедет по более точной карте, благодаря ему.

Ракиткина:

- Фактически, мы когда с вами едем, мы передаем информацию для того, чтобы самим же и видеть, где мы едем? То есть, получается уже такой «сам себе режиссер», просто Яндекс собирает эту информацию и передает нам же?

Медников:

- Все верно. Яндекс собирает информацию от людей и возвращает ее людям, но единственное, что сам себе здесь помочь человек не может, потому что то, что покрасится, будет уже за ним и ему это неинтересно. Поэтому здесь, по сути, взаимопомощь миллионов людей в полностью автоматическом режиме.

Ракиткина:

- Я помню, давно еще были такие разговоры, что действительно стояли камеры – этого уже нет?

Медников:

- В 2006 году действительно стояли камеры. С 2008 года мы подключили принцип взаимообмена информацией, они работали какое-то время совместно – камеры дополнялись данными от водителей. Но уже к 2010 году мы поняли, что объем данных от водителей настолько огромен, настолько высока точность этой информации, что камеры были полностью отключены и вот уже несколько лет мы работаем целиком на данных от водителей и эта методика с каждым годом становится все более успешной по той причине, что смартфонов становится больше и водителей тоже становится больше.

Ракиткина:

- Получается, что и Яндекс выигрывает, и выигрывает пользователь этого сервиса?

Медников:

- Да, мне вот нравится сравнивать это с Википедией, потому что Википедию тоже пишут обычные люди, читают обычные люди и это получается самая лучшая энциклопедия в мире. Яндекс.Пробки в каком-то смысле это Википедия пробок, но только в режиме реального времени и полностью автоматическая. Каждый делает свой вклад и каждый получает от этого плоды.

Ракиткина:

- Леонид, для того, чтобы не попадать в пробки, желательно их объезжать и вообще куда-то добираться удобно, комфортно и быстро, и по лучшим маршрутам, есть у вас еще один сервис, которым тоже все пользуются – Яндекс.Навигатор. И тут я хочу сказать, что многие, кто пользовались этим сервисом, не раз чертыхались. Я вот, например, когда это делаю, я думаю – ах, эти алгоритмы, почему вот алгоритм именно так решил, а не по другому? Как же алгоритмы Яндекса считают нам маршруты?

Медников:

- На самом деле алгоритм выбирает из абсолютно всех возможных вариантов самый быстрый по текущей карте пробок. Единственное слабое место у алгоритма, которое, к сожалению, есть – это то, что он не предсказывает будущее. А в процессе движения, особенно если вы едете утром на растущих пробках, когда все едут в Москву, или вечером, когда уже пробки рассасываются, то изменение ситуации, к сожалению, алгоритм не учитывает. Поэтому то, что он вам предложил, это действительно является самым лучшим маршрутом, но в том случае, если ничего не изменится.

Ракиткина:

- То есть, на текущий момент? Собственно, когда я смотрю на навигатор и иногда думаю – вот соседняя улица, и я ее просто там вижу, а он мне предложил съехать со МКАДа и я зачем-то съехала, а вижу, что МКАД теперь пустой, а я теперь тут застряла, это как раз вот та ситуация, что Яндекс на тот момент, когда я съезжала, считал лучшим ту дорогу?

Медников:

- Да.

Ракиткина:

- Но так, как, видимо, он считал и предлагал ее очень многим, все поехали туда как раз.

Медников:

- Да, уже есть такой эффект, что действительно процент москвичей, которые пользуются сервисом значительный и, если мы говорим о крупных дорогах, то там все-таки основная доля машин, которые едут по своим мыслям, но если мы говорим про какую-то маленькую улицу, которую обычно никто из водителей не подумает использовать, а сейчас Яндекс отправляет много людей объезжать крупную магистраль, то вот на этой улице может такой рукотворный затор создаться.

Ракиткина:

- Что посоветуете, зная эту информацию, нашим слушателям? В каком случае можно доверять на сто процентов, а в каком можно еще чуть-чуть посмотреть вперед и по бокам?

Медников:

- Ключевое слово – развитие событий. Если у вас есть понимание, что по одной дороге пробка сейчас будет расти, например, вы увидели значок ДТП и там люди начинают писать, что пробка растет и глухая, а алгоритмы наши пока не могут прочитать и доанализировать, что за полчаса, пока вы туда доедете, здесь уже будет огромная глухая пробка и предлагает сейчас пока ехать туда. Вот в случае, если вы предсказываете лучшее развитие событий, то пробуйте. Но если вы думаете, что вы лучше алгоритма знаете текущую ситуацию, то, скорее всего, очень часто люди ошибаются. То есть, если люди говорят – ну, вот здесь обычно стоит, а сейчас Яндекс почему-то рисует зеленым, а здесь всегда стоит, я туда не поеду. Или, наоборот – здесь всегда свободно, я всегда здесь еду, вот и сегодня поеду. Но если Яндекс рисует красное, то, скорее всего, человек ошибется. Текущая ситуация верно отображается, но развитие событий, если у вас есть какое-то понимание, используйте здесь, у вас есть шанс переиграть алгоритм.

Ракиткина:

- А есть ли какие-то наработки? Уже, наверное, Яндекс думает о том, как предугадывать ситуацию?

Медников:

- Действительно, есть. У нас даже есть алгоритм предсказания пробок, который можно посмотреть только с компьютера, там есть такой ползунок, как бы в будущее на час можно заглянуть.

Ракиткина:

- На сколько процентов вот эта информация верна?

Медников:

- В том-то и дело, что это вероятностный алгоритм и пока мы… собственно, почему мы не включили эту информацию в построение маршрутов? Мы понимаем, что пока улучшение качества она дает не такое большое, как хотелось бы, поэтому мы работаем над улучшением алгоритма предсказания, но здесь мы абсолютно в ситуации мирового первенства, в том смысле, что никто еще не сделал по-настоящему качественный сервис-предсказание на тех данных, которые у нас есть. И это реально исследовательская задача мирового уровня.

Ракиткина:

- Ну, Яндекс, наверное, компания как раз мирового уровня?

Медников:

- Все так и есть, поэтому мы за нее беремся, но прямо сейчас мы еще не достигли того результата, которого хотелось бы.

Ракиткина:

- А эта задача какого горизонта? Сколько лет? Хотя бы примерно?

Медников:

- Можно сказать – она уже решена – вот уже есть прогноз, каждый может посмотреть, поэтому это уже, можно сказать, задача прошлого. Но вот вопрос того, когда… это, знаете, задача «как человек играет с компьютером», да. Когда-то гроссмейстеры легко обыгрывали компьютеры, но новичкам было с компьютерами сложно. Вот когда можно было сказать, что человек полностью переигран? Наверное, когда супергроссмейстеров переиграют. Сейчас Яндекс.Навигатор как бы играет в шахматы объезда пробок гораздо лучше среднего водителя. Но когда он переиграет последнего человека, я не знаю. Идет постепенное очевидное улучшение алгоритмов, все лучше качество, все лучше будет и прогноз, но когда мы победим абсолютно, не знаю.

Ракиткина:

- Тем не менее? 5 лет? 10?

Медников:

- Наверное, да.

Ракиткина:

- 5? Ну, будем ждать. Скажите, Леонид, а как этот сервис работает? На какой-то высоте висит спутник? Или как это происходит? На какой высоте спутник? Сколько спутников?

Медников:

- Есть распространенное заблуждение, что за автомобилями наблюдают со спутников. На самом деле, все наоборот. Это автомобиль наблюдает за спутниками и, собственно, это система всех спутниковых систем – GPS, ГЛОНАСС, неважно, какие бы они ни были, все эти системы наблюдают за спутниками, у которых точно известна координата, измеряют расстояние до этих спутников и, если вы знаете точное расстояние до нескольких точек, вы можете понять, где вы находитесь. После этого, собственно, это то, что обычный человек видит, как местоположение свое на карте. То есть, этот человек определил свое местоположение на карте. Дальше, если бы не было выхода в интернет, то он бы один только и знал бы свое местоположение. Но благодаря тому, что у смартфонов есть выход в интернет, это местоположение, анонимная координата, передается через интернет обычный на серверы Яндекса. И вот в этот момент мы уже знаем, что едет машина с такой-то скоростью. Накладываем на электронную карту, проворачиваются все алгоритмы и мы получаем…

Ракиткина:

- А давайте поподробнее, не старайтесь проскочить этот момент. Куда накладываете? Каким образом?

Медников:

- Давайте мы представим себя на месте алгоритма. Вот у нас есть некая последовательность точек и нам нужно понять, что там быстро или медленно едет. Первая неочевидная вещь, что вообще-то точки не попадают на дорогу, потому что GPS неидеален, там 5-10 метров это нормальная ошибка, а бывает и хуже из-за всяких там туннелей, дешевых телефонов, высоких зданий. Значит, вам сначала надо просто понять, где едет машина. Если дорога одна в чистом поле – это легко, если в городе, где улицы густо, тесно, сигнал скачет – это отдельная алгоритмическая задача. Это первый этап.

Теперь, мы поняли, где едет машина, дальше мы усреднили, посчитали ее скорость – это достаточно легко – а дальше встает вопрос: одна машина проехала со скоростью 10 км/ч, другая – 50. Что будем рисовать? Тут много вопросов и опять же идеального решения нет. Но очевидно, что надо как-то более свежие данные с большим весом использовать, но ,если мы будем использовать только последнюю машину, то у нас будет скакать с красного на зеленый – например, перед светофорами или просто одна конкретная машина может парковаться, искать какое-то место или обгонять по встречке – может, водитель скорой помощи включил Яндекс.Навигатор и едет с мигалками, а мы нарисовали улицу зеленой.

Ракиткин:

- А рядом прохожий идет и смотрит в смартфон.

Медников:

- Да, а рядом идет прохожий… То есть, данные абсолютно противоречивые и алгоритм не всегда может точно разобраться, но его задача в большинстве случаев с наибольшей вероятностью выдавать все-таки правильно среднюю скорость основного потока машин. Это уже практически финальный этап, а дальше остается вопрос – каким цветом покрасить? Здесь тоже есть свои правила, потому что это кажется очень просто, но на широких, больших улицах – ну, скажем, МКАД – скоростью в 60 км/ч некоторыми уже воспринимается чуть ли не как пробка, но уж как затруднение – точно. На маленьких улочках скорость даже в 20 км/ч, а где-то и в 10 км/ч это может быть нормальным – ну, там лежачие полицейские, не очень хорошая дорога, много машин припаркована, вы лавируете, пропускаете пешеходов и вы, может быть, один на улице, но едете со скоростью 10 км/ч. Поэтому здесь тоже есть свои гибкие правила, как правильно раскрашивать. Опять же, мы над ними работаем, опрашиваем людей, модернизируем.

Ракиткина:

- То есть, Яндекс раскрашивает разным цветом дороги в зависимости еще и от их скоростного режима?

Медников:

- Да, скоростного режима, но не в обычном понимании – тот знак, который там висит. То есть, по сути, почти по всем дорогам в городе 60 км/ч.

Ракиткина:

- То есть, вы их как-то классифицировали?

Медников:

- Да. По крупности дороги, так можно сказать, да. И вот тоже важное такое, ну, не совсем точное понимание – мы называемся Яндекс.Пробки и вот как бы все представляют, что, если красное, значит, это пробка. Но на самом деле, если красное, это значит медленная скорость движения. Мы не можем знать почему, ну, скажем, если дорога достаточно крупная, но, к примеру, ее завалило снегом, то там может быть желтое или красное, даже если машина едет одна, но очень медленно.

Ракиткина:

- Леонид, мы уже немножко стали понимать, как работают ваши геосервисы и наши радиослушатели, когда будут пользоваться этими сервисами, будут немножко больше понимать, как же они все-таки работают. А у меня такой вопрос. Мы начали говорить о том, что разные дороги Яндекс классифицирует по-разному. У меня были такие случаи, когда Яндекс.Навигатор приводил на такие проселочные дороги… Я, конечно, понимаю, что это совсем не вина Яндекса, а дорог, которые там, но, тем не менее, как так получается, что такие маленькие какие-то дороги, не основные, предлагаются в качестве маршрутов?

Медников:

- Ну, здесь надо разделять, что, если дорога в целом непроезжая, это все-таки ошибка и ее надо править на уровне карты – то есть, удалять эту дорогу или делать ее пешеходной…

Ракиткина:

- А человек, который уже оказался там, он может на это повлиять?

Медников:

- На самом деле, удалить дорогу можно сразу несколькими способами, но как бы, когда вы уже приехали, это опять – вы можете помочь другим уже, следующим за вами.

Ракиткина:

- То есть, оставить пометочку?

Медников:

- Проще всего это делать с компьютера, потому что там наиболее доступное управление. Заходите на Яндекс.Карту, находите это место и у меня есть маленькая внизу кнопочка с латинской буковкой i – и вот там можно либо сообщить об ошибке, либо, даже если вы продвинутый пользователь, вы можете самостоятельно подредактировать карту. То есть, обычный человек может редактировать карту – создавать дороги, править их. После этого у нас идет многоступенчатая система модерации…

Ракиткина:

- Хорошо, что вы об этом сказали, потому что у меня прямо зрел вопрос.

Медников:

- Да, я увидел ваш вопрос и сразу на него ответил. Конечно, важные развязки мы проверяем особо тщательно, но есть специальная система проверки, но важно, что благодаря этому наша карта действительно очень живая и очень точная, потому что практически невозможно знать все про всю нашу необъятную родину, а каждый человек знает свой район хорошо, он может что-то поправить, уточнить и это действительно очень здорово. И если вы в незнакомом месте попали на какую-то неправильную дорогу, вы тоже можете самостоятельно ее перерисовать, подправить, поменять параметры. Либо просто текстом сообщить об ошибке – здесь все не так, исправьте, пожалуйста.

Ракиткина:

- Леонид, а сколько в день вы получаете таких сообщений?

Медников:

- По поводу правок карт я не скажу, но, думаю, это тысячи правок ежедневно. Я думаю, что это очень скромная оценка. То есть, их действительно очень много, потому что, во-первых, что-то все время происходит, во-вторых, кажется, что люди там порисовали карту, а потом оказывается, что огромные пласты не покрыты. Конечно, если мы говорим про саму Москву, то, наверное, здесь все очень хорошо отрисовано, но уже даже в Московской области куча маленьких дорожек неточны, где-то их не дорисовали, где-то их подстроили, где-то их перекрыли. Если говорить про домики, то в МО еще куча домов, пусть даже частных, но не отрисованы… Ну а далеко от Москвы – огромный простор еще что можно уточнять на карте.

Ракиткина:

- А какова вообще протяженность дорог?

Медников:

- Порядок величин… ну, крупных дорог совсем немного. Но чем более мелкие дороги вы берете, там начинается такое факториальное, что с каждым погружением в детали у вас в десятки раз может увеличиваться объем данных. Поэтому я думаю, что это что-то около, может быть, миллиона километров, я думаю, какой-нибудь такой порядок величин. У меня сейчас точных данных под рукой нет, но, если мы говорим про все мельчайшие улицы, в том числе, то это такой порядок величин.

Ракиткина:

- Это все-таки сервис автодорожный, транспортный? Всякие тропинки не планируете в него добавлять?

Медников:

- Почему? Сейчас как раз благодаря именно людям, которые знают свой двор, мы стали рисовать пешеходные дороги. Как раз раньше этого сделать было практически невозможно, потому что крупные дороги можно точно отрисовать со спутника, можно узнать информацию по разрешенным поворотам, но пешеходные дорожки со спутника практически неразличимы из-за деревьев – только человек, который видел это своими глазами, может это точно отрисовать. И вот если вы сейчас будете смотреть карту и приближаться в какие-то районы, где пунктирами такие тоненькие дорожечки отрисованы, это именно пешеходные дороги и именно отрисованные неравнодушными людьми.

Ракиткина:

- Если дорога не крупная – это видно – и она покрашена в желтый или красный цвет, но мы едем по ней и видим, что никакой пробки нет. Это означает, что скорость движения низкая? То есть, пробка не всегда пробка?

Медников:

- Да, во-первых, низкая скорость движения – это не всегда пробка. Мы можем нарисовать дорогу красной – это значит, что вы по ней поедете медленно, потому что там разбитый асфальт, потому что там не убрали снег, потому что там лежачие полицейские, потому что там много пешеходов и вы фактически едете медленно, хотя может быть там и нет стоячей пробки из машин. Это основной фактор, который у людей… то есть, если автоматически правильно, мы Яндекс скорости – это все-таки именно скорость. Красная – низкая скорость движения. Зеленая – высокая.

Ракиткина:

- Поняла. И еще. С нами навигатор говорит разными голосами.

Медников:

- Да, это два живых человека, которые в свое время были записаны.

Ракиткина:

- Я знаю, что некоторые с ними разговаривают. Вы как-то планируете развивать эти сервисы, которые связаны с голосовым поиском, с голосовым набором?

Медников:

- Некоторые с ними эмоционально разговаривают и им этого хватает, но, если, да, действительно есть теперь возможность и управлять, то есть, в ответ говорить – для этого достаточно произнести кодовое слово – сейчас у всех, кто с навигаторами включенными едет, сработает сигнал, достаточно сказать «Яндекс» и в этот момент выскакивает уведомление, что он вас слушает и вы можете дать ему какую-то голосовую информацию.

Ракиткина:

- Яндекс вас слушает. Хорошо.

Медников:

- Да. Например, можно сказать – поехали домой. Если у вас есть закладка – дом. Или – вижу ДТП в левом ряду.

Ракиткина:

- То есть, уже даже можно оставлять сообщения вот эти, которые…

Медников:

- Да. Но только ограниченное количество фраз пока что, но самые такие ходовые. Самое популярное – это построить маршрут. Можно не обязательно в закладки, а можно сказать – построить маршрут до улицы Льва Толстого, дом 16.

Ракиткина:

- Это как раз офис Яндекса.

Медников:

- Ну да. Соответственно, он поймет, во-первых, вашу фразу – то есть, можно сказать – поехали к улице Льва Толстого, дом 16 – он поймет, что вы хотите маршрут, он распознает адрес, найдет точку, построит, покажет вам маршрут, все варианты и, если вас устраивает первый вариант, вам достаточно будет сказать «поехали» и вот абсолютно полностью не касаясь телефона, если он у вас стоит, то вы получите маршрут и сможете ехать. Это важно и с точки зрения безопасности, потому что человек меньше отвлекается. И это опять же новые технологии, которых пять лет назад в таком качестве не было. Это на переднем краю науки. То есть, технология распознавания речи с таким качеством и с такой скоростью, чтобы этим уже действительно можно было удобно пользоваться.

Ракиткина:

- Вот иногда голос навигатора не всегда вовремя, что ли. Вот поворот уже закончился, а он тебе только говорит – поворачивай. Или наоборот – еще не повернул, а она говорит – продолжайте движение. И всегда это вызывает раздражение. С чем это связано? Не успевает обновляться информация?

Медников:

- Я уже говорил, что GPS вовсе не идеален, а то, что вы видите, что ваша машина так здорово едет по дороге, это на самом деле тоже обман алгоритмов. Алгоритмы внутри, получая неточные данные…

Ракиткина:

- Расскажите нам побольше об этом, вот это самое интересное – как же оно все внутри там?

Медников:

- Внутри есть специальный алгоритм, он называется алгоритм привязки к графу дорог – ну, это упрощенно карта дорог. И к ней мы, получая неточное местоположение автомобиля, должны понять, по какой же дороге едет машина. И, соответственно, водителя мы уже показываем, как будто бы он едет строго четко по той дороге, которую ему нарисовали. Но если сигнал скачет вперед-назад, то тут могут быть конфузы, что алгоритм таки не разобрался. Человек уже проехал вперед, потом сигнал отскочил назад, и если алгоритм не поверит скачку вперед, человек скажет – что же, я уже проехал вперед, а мне все еще показывают, что я сзади, а поверит ложному скачку вперед, окажется, что мы ему уже сказали, что человек повернул, а на самом деле нет.

Ракиткина:

- Значит, Навигатор с Пробками мы более-менее разобрали, мы поняли, как работают алгоритмы в целом, мы теперь понимаем, почему Яндекс красит в желтый или красный цвет и, оказывается, не всегда красный цвет означает пробку. Мы понимаем, как Яндекс видит нас на карте, как он нас туда наносит, кто за кем следит – спутник за нами или мы за спутником. Все это очень интересно. А сейчас мы поговорим о новом приложении Яндекса – о Яндекс.Транспорте. Хотя такая функция у Яндекса уже была, но теперь вышло еще новое приложение, которое позволяет видеть транспорт в реальном режиме времени на карте. Леонид, как все это работает? Какие у нас есть возможности? Какие советы вы нам могли бы дать при его использовании?

Медников:

- На самом деле, приложение Яндекс.Транспорт очень полезное для пешеходов, особенно в холода. Почему? Потому что вы можете узнать, когда приедет ваш автобус и сейчас, в принципе, электронные табло на каких-то остановках появляются, но самое важное, вам для этого не надо быть на остановке, вы можете сидеть дома, вы можете быть в кафе, вы можете быть в магазинчике и посматривать – где там мой автобус?

Ракиткина:

- То есть, не обязательно бежать на остановку и ждать там 20 минут, можно спокойно выйти и дойти до остановки, даже из дома?

Медников:

- Да, к тому моменту, когда подойдет автобус. Или вот такая реальная ситуация. Я был в незнакомом месте, построил через Яндекс.Транспорт маршрут, он мне показывает, что такой-то троллейбус мне подойдет, я сразу смотрю – когда троллейбус будет на остановке – и он пишет «примерно через пять минут». Я смотрю – и мне идти пять минут. Я думаю, надо ускорять шаг. И в самом деле, я ускорил шаг, подошел к остановке и буквально через 30 секунд подошел троллейбус, который мне и был нужен… То есть, возможность издалека посмотреть, где находится ваш троллейбус, оно действительно прямо сродни ясновидению, я бы сказал. И даже стоя на остановке вы можете своими глазами увидеть, ну, на минуту вперед, увидеть, откуда он приедет. А с помощью приложения вы можете увидеть, где едет ваш автобус или посмотреть прогноз алгоритма – через сколько минут приедет ваш автобус на эту остановку.

Ракиткина:

- Теперь мы все хотим узнать, как же это все-таки работает? Как вам удалось так пометить все автобусы и троллейбусы, чтобы они… кстати, в каких городах это сейчас работает?

Медников:

- Это в целом работает сейчас почти в 30 городах. Это крупные, конечно, города. И здесь список городок он жестко заданный одним простым условием. Нам нужны исходные данные, чтобы на каждом автобусе стоял GPS, ГЛОНАСС приемник и он был связан через интернет с диспетчерской. Вот уже к этим диспетчерским мы подключаемся и к нам попадают данные о местоположении транспорта в режиме реального времени. Единственная реальная проблема заключается в том, что, когда мы говорим реальное время, это на самом деле сигнал в лучшем случае приходит раз в 30 секунд, а, к сожалению, порой и реже, и на карте вы при этом видите плавно двигающийся автобус. Возникает вопрос – если у нас сигнал 30-секундной давности или даже больше, как же автобус вот так плавно едет?

Ракиткина:

- Ну, наверное, для Яндекса это не проблема уже экстраполировать это как…

Медников:

- Да, верно. То есть, должны быть алгоритмы, которые на ближайшее будущее предсказывают положение автобусов, но эти же алгоритмы, которые дают приятную картинку, они несут и, к сожалению, обратный, негативный эффект. Если троллейбус едет, как обычно, то все плавно и красиво. Но если, например, что-то произошло и ему преградили путь, то алгоритм поставил метку, и вдруг видит, что троллейбус с места не сдвинулся, и человек может увидеть в этот момент расхождение как бы… И вот из-за этого бывают у людей удивление…

Ракиткина:

- Я бы сказала, что это уже придирки. Если троллейбус или автобус в пределах 30 секунд, мне кажется, это вполне допустимая погрешность.

Медников:

- К сожалению, 30 секунд – это идеальная передача сигналов. У троллейбуса может отказать приемник на какое-то время, у него могут не передаться данные – то есть, я к тому, что все это так или иначе объясняется алгоритмически тем, что алгоритм пытается предсказать, куда уедет автобус, если какая-то необычная ситуация, например, или вообще провода порвались и вообще троллейбусы не едут, то алгоритм сначала не может с этой ситуацией разобраться и все время показывает, что троллейбус как будто уезжает вперед, а потом пропадает, отскакивает назад… Вот такие чудеса иногда случаются. Но все-таки в целом, конечно, сервис позволяет гораздо лучше, чем человек может опять же на своем опыте понять. Когда конкретно будет его вид транспорта, когда идти к остановке, спешить или не спешить и действительно зимой позволяет не мерзнуть на остановке, а очень рано выбирать время.

И вот вторая новая функция, которая была совсем недавно добавлена в это приложение – это возможность в незнакомое место построить маршрут. То есть, у вас есть какой-то адрес, ближайшее метро совсем не близко и, значит, вам понадобится какой-то автобус, троллейбус. Какой? Опять же, житейский опыт – у кого-то спросить совета. Сейчас алгоритм позволяет опять же перебрать все возможные пути и подсказать вам обычно уже несколько вариантов движения, чтобы вы уже на свой вкус могли выбрать подходящий вам маршрут и, когда вы уже подойдете к остановке, опять же переключиться и посмотреть, когда будет ваш автобус.

Ракиткина:

- Откуда информация? Из каких-то расписаний, которые у вас есть? Вы тоже это как-то учитываете или только то, что те непосредственно машины, на которых стоит приемник, датчик?

Медников:

- Что касается построения маршрутов, то здесь мы ориентируемся на расписание и здесь у нас есть команда транспортных энтузиастов, которые по почти ста городам России собирают эти данные.

Ракиткина:

- То есть, это волонтеры?

Медников:

- Что-то есть в интернете, где-то есть волонтеры, где-то мы пытаемся у администрации делать запросы. То есть, где-то эта информация лучше, где-то хуже, где-то на месте все меняется быстрее, чем про это узнает администрация, где-то опять же человек может сообщить. Если вы видите, что маршрут неправильно нарисован, вы можете нам через карты сообщить об этом и мы постараемся эту информацию проверить и исправить.

Ракиткина:

- Я думаю, что мы можем вполне призвать сейчас наших слушателей к тому, что, если в вашем городе вы хотите пользоваться таким приложением, сообщайте о маршрутах, о движениях… да, правильно я понимаю?

Медников:

- Я скорее говорю про то, что если уже маршруты есть, но есть какое-то несоответствие, что-то поменялось, что-то неточно, то можно сообщить об этом и действительно наши картографы ждут таких сигналов, чтобы исправить. Это налаженная система, нам очень важны информационные сигналы и какие-то сообщения о том, что здесь что-то не так, поправьте.

Ракиткина:

- Скажите, Леонид, а сколько вообще людей пользуются вашими сервисами?

Медников:

- Это миллионы людей. Это несколько миллионов у Яндекс.Навигатора, несколько миллионов у Мобильных Яндекс.Карт, несколько миллионов картами компьютеров пользуются. Понятно, что какие-то люди пересекаются, какие-то нет. И Яндекс.Транспорт – это где-то полтора миллиона человек. Это относительно молодое приложение, но оно набирает, конечно, популярность, потому что для пешеходов оно уникально и дает уровень комфорта, который раньше мог только в фантастических фильмах, наверное, быть.

Ракиткина:

- А над чем работаете? Что в будущем ожидать? Каких-то сервисов или дополнительных функций? Раскройте нам какую-нибудь тайну.

Медников:

- Мы тайны не раскрываем, я опишу общие тенденции, которые можно видеть уже по прошлому… То есть, что происходит? Во-первых, конечно, мы понимаем, что у алгоритмов есть недостатки, мы их стараемся улучшать, мы измеряем качество, опрашиваем людей, собираем больше информации – ну, то есть, такая планомерная работа будет вестись. А что касается функций каких-то, то опять же направление последних лет – это большая персонализация, например, в том же Яндекс.Транспорте теперь можно сделать свою любимую избранную остановку, чтобы каждый раз ее не искать, а вам уже будет предлагаться подсказка именно по вашей остановке, по вашим маршрутам. То есть, упрощение работы с приложениями и какая-то большая персонализация, более подсказки, которые относятся именно к вам. Вот так, наверное, в самых общих чертах можно описать изменение последнего времени.

Ракиткина:

- Вот сейчас все говорят о том, что новые тенденции – это использование всякого рода видео. Будет ли как-то видео использоваться?

Медников:

- Есть разные технологии. Сейчас пока конкретных планов у нас внутри нет. Тут основное ограничение, с чем связанное, это то, что, чтобы использовать видеотехнологии, если мы говорим про автомобилистов, это просто не безопасно. Вам нужно доставать телефон, куда-то его направлять, а руль в это время как бы остается не у дел. Если бы у автомобилистов был как бы установленный телефон, который снимал, тогда было бы проще.

Ракиткина:

- Спасибо. Мы заканчиваем нашу программу. У нас был Леонид Медников, аналитик сервисов Яндекс.Пробки, Транспорт и Навигатор. Это была программа «Восстание машин», услышимся через неделю. Спасибо.

www.kp.ru

Google против Яндекса: чья информация о пробках точнее?

«Мегамонстры» карт, навигации и пробок, Google и Яндекс, должны, по идее, развиваться в этом вопросе «ноздря в ноздрю», но на деле предлагают пользователю данные, весьма отличающиеся друг от друга! Точно так же и другие «пробочные» сервисы – кому верить, если на одном сайте пробки составляют 7 баллов, а на другом – все 10. При этом нужный вам участок дороги может быть как красным, так и зеленым!.. Почему так происходит, попытались выяснить Kolesa.ru.

В чем проблема?

Пробки в 7 баллов – весьма серьезные затруднения, ехать (хотя это сложно назвать ездой!) придется весьма долго… Но 10 баллов по 10-балльной же шкале – это вообще полный… конец. Конец вашим планам на сегодня. Тут явно лучше пересидеть дома и переждать, пока не спадет пик. Однако, скажем, Петя поехал, а вот Вася решил подождать. Петя идиот? Да нет, просто он посмотрел перед выездом пробки по одному сервису, а Вася – по другому.

Вот скриншоты, сделанные на разных «пробочных» сервисах с интервалом в 1 секунду. Один сообщает о пробках в 7 баллов, другой более откровенен – «10 баллов, движения нет!». Как вам такая разница?

Как определяется уровень пробок?

Сегодня у всех навигационных сервисов главным средством получения информации о пробках является обратная связь от пользователей посредством GSM-связи. Люди едут по дорогам – смартфон или навигатор с GSM-модулем, на котором работает навигационный сервис, знает местоположение и скорость автомобиля и автоматически отправляет эти данные на сервер с некой периодичностью. Данные анализируются, и на их основе составляется скоростная карта, где интенсивность движения отмечается по визуально понятному принципу: зеленый – едем, желтый – плоховато, красный – стоим. Соответственно, чем многочисленнее у проекта коммьюнити участников, тем точнее данные и эффективней отсеиваются ошибки.

Крайне упрощенно это выглядит так. Представим, что по некой ночной улице машины летят без затруднений, а в правой полосе ползет со скоростью пешехода автомобиль с «аварийкой». И если в нем имеется смартфон с не слишком распространенной в массах навигационной системой, и других машин с этой навигацией на данной улице в эту минуту не окажется, то система для всех остальных пользователей покажет на карте на этой улице пробку, хотя по факту её там нет. Ну а проезжающие машины с другой навигационной системой, более распространенной и популярной, сообщат ей о своей высокой скорости, и их система определит улицу как «зеленую».

При этом лет десять назад, когда мобильный интернет был дорогим и нестабильным, первые системы оповещения о пробках работали в основном с использованием дорожных датчиков и даже веб-камер. Итоговая информация была скудная и точностью не отличалась, но это была заря «пробочных» технологий… К примеру, активно использовались датчики, установленные городскими службами Москвы: в 2004 году их было 2-3 сотни на столицу – на МКАДе, Садовом кольце и на въездах в город.

Кстати, эти датчики не канули в Лету – они используются и сейчас, и их число серьезно возросло. Около 7 000 датчиков применяет сегодня московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД), ведущий для своих нужд анализ загруженности столичных трасс. Интересно, что когда их данные стали обнародовать, многие граждане в интернете накинулись на ЦОДД, обвиняя в том, что они приукрашивают данные. Якобы «официальные пробки» были заметно меньше яндексовских! Хотя и к самому Яндексу уже не один раз звучали претензии в том, что они, дескать, негласно «дружат» с департаментом транспорта и слегка «корректируют реальность»…

Что имеем и почему?

Вечер, люди разъезжаются из столичных офисов домой в область. Традиционно стоят в пробках все вылетные магистрали и кольца. Берем для примера выезд из Москвы по трассе М7 – участок дороги с вечно проблемным движением. Пытаемся выяснить оптимальное время для выезда домой или на дачу. Открываем навскидку пробочные сервисы – Яндекс, Google и активно развивающийся в последнее время 2ГИС, который пробками еще недавно вообще не занимался и не является авторитетным источником. Обновляем и делаем скриншоты с интервалом в 1 секунду. Вот результат в 21:00:

Яндекс

Google

2ГИС

Данные, как видим, весьма различаются, и во многих случаях способны повлиять на выбор маршрута и привести к недоумению – «почему я глухо стою там, где по карте была желтая или даже зеленая дорога?!» Не особенно, впрочем, надеясь на откровения, Kolesa.ru не могли не спросить специалистов «пробочных» сервисов, почему так происходит. В чем правда, брат? (с)

Есть несколько объяснений этому обстоятельству. Во-первых, в разных сервисах один и тот же цвет может соответствовать разным скоростям. Например, на одних картах красный цвет используется для маркировки пробки, в которой автомобили движутся со скоростью 20 км/ч и ниже, а на других – 15 км/ч и ниже. Во-вторых, даже если открыть сразу две вкладки с одним и тем же сервисом, и в этом случае данные могут незначительно, но отличаться. Это происходит, если информация передается с разных серверов, которые работают в режиме реального времени, асинхронно и непрерывно пересчитывая данные по пробкам. Тогда с одного сервера, например, приходит картинка, которая собрана на основе информации 3 минуты назад, а с другого – 5 минут назад. Если трафик в этом месте быстро изменяется, картинки будут отличаться. И, наконец, картинку с пробками имеет смысл использовать только для предварительной оценки ситуации на дорогах. Чтобы получить полное представление о том, сколько займет путь до точки назначения, необходимо построить на картах маршрут. Отличительная особенность Карт Google в том, что при построении маршрута учитывается не только текущий трафик.

Алгоритм на основе множества данных пытается предсказать пробки, которые могут появиться на вашем пути позже – например, через 40 минут, и строит маршрут, чтобы избежать затруднений по ходу движения. Исследования показали, что такой предиктивный метод позволяет существенно улучшить качество маршрутизации и, как следствие, значительно сократить время, которое водитель проводит в пробках. При использовании мобильного приложения алгоритм постоянно пересчитывает текущий маршрут и, если находит более быстрый, обязательно предлагает его пользователю.

Евгений Гребенников, менеджер сервиса Google Карты в России​

Яндекс.Пробки получают информацию о скорости движения потока машин от автомобилистов, которые используют Яндекс.Навигатор или Яндекс.Карты с включенным режимом «сообщать о пробках». Каждые несколько секунд устройство передаёт свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему Яндекс.Пробок. Цвет участка дороги зависит от средней скорости движения автомобилей и типа дороги.

Мы также изучили пожелания водителей, чтобы цвет участка наиболее точно соответствовал их ожиданиям при движении с данной скоростью.

Большинство современных «пробочных» сервисов используют примерно такую же модель: получают данные от водителей и раскрашивают дорогу в один из цветов в соответствии со средней скоростью движения. Однако алгоритмы усреднения данных, а также правила выбора цвета в зависимости от скорости, могут отличаться у разных сервисов.

Дмитрий Горчаков, региональный представитель компании «Яндекс» (Юг и Поволжье)​

В данный момент наш сервис пробок в Москве работает в тестовом режиме. Для расчета дорожной ситуации в городе мы используем данные о скорости движения транспорта, которые передают нам наши партнеры. Информация поступает в реальном времени с датчиков, которыми партнер оборудовал свою технику – это автомобили такси, служб доставки, грузовые машины и т.д.

Второй источник данных – наши мобильные приложения. Когда пользователь включил слежение за своим местоположением, мобильное устройство передает нам обезличенную информацию о скорости, направлении движения. На основе этого и данных от партнеров сервис пробок рассчитывает среднюю скорость на каждом участке дороги, а затем показывает ее в графическом виде на карте. Эта информация обновляется каждые 5 минут.

Общий балл пробок в городе у разных сервисов обычно схожий, но картина на местах, как правило, несколько отличается. Это объясняется просто – у каждого сервиса свои алгоритмы и источники данных.

Татьяна Богданова, руководитель сервиса пробок в 2ГИС​

Выводы

«Верить нельзя никому, даже себе!» – говорил гражданин в известном анекдоте, застирывая штаны… Безусловно, нет смысла надеяться, что разные картографические сервисы когда-либо объединят усилия в формировании единого дата-центра «пробочной» информации, хотя это было бы здорово. Каждый сервис будет лелеять и отстаивать свои алгоритмы расчета и прогноза и свои источники данных.

Но вот как минимум в системе визуализации такого рода информации явно требуется навести порядок и ввести унификацию. Сейчас красный, желтый и зеленый цвета, а также те или иные цифры по 10-балльной шкале у разных сервисов могут свидетельствовать о разных условиях движения, что категорически неверно. Эта визуализация обязана быть едина и всем понятна, как цвета светофора, одинаковые в любой стране мира!

Длина пробки или свободного участка с определенной скоростью должна быть у всех сервисов приблизительно одинакова и обозначаться одним цветом и одной и той же цифрой по 10-балльному графику. А не так, как сегодня, когда один и тот же отрезок может быть одновременно и красным, и зеленым, а общий уровень заторов отличаться на три балла!

Евгений Балабас

http://www.kolesa.ru/gadgets/google-protiv-jandeksa-chja-informacija-o-probkah-tochnee-2015-11-02

 

www.audi-club.ru


Карта Сайта