С. М. Окулов, все книги автора: 9 книг
С. М. Окулов
Статистика по творчеству автора С. М. Окулов
Год | Книг | Активность |
---|---|---|
2009 | 1 | % |
2012 | 2 | % |
2014 | 1 | % |
2015 | 3 | % |
2016 | 2 | % |
Переключить стиль отображения :
Абстрактные типы данных
С. М. Окулов
Учебная литература
Развитие интеллекта школьников
Абстракция, абстрагирование – одна из составляющих мыслительного процесса творческой личности.
Программирование в алгоритмах
С. М. Окулов
Программирование
Развитие интеллекта школьников
Искусство программирования представлено в виде учебного курса, раскрывающего секреты наиболее популярных алгоритмов. Освещены такие вопросы, как комбинаторные алгоритмы, перебор, алгоритмы на графах, алгоритмы вычислительной геометрии. Приводятся избранные олимпиадные задачи по программированию с у…
Информатика: развитие интеллекта школьников
С. М. Окулов
Учебная литература
Отсутствует
В монографии рассмотрены вопросы, связанные с развитием интеллекта и средой обучения. Обоснована необходимость изменения подходов к развитию интеллекта школьников. Определено место новым понятиям (синергетика, например) в системе школьного образования и представлен нетрадиционный подход к организац…
Основы программирования
С. М. Окулов
Программирование
Развитие интеллекта школьников
В книге рассмотрены фундаментальные положения программирования: конечная величина и конструируемые на ее основе различные типы данных; управляющие конструкции – элементарные составляющие любого алгоритма и основа управления вычислительным процессом; структуризация задач как основополагающий механиз…
Алгоритмы компьютерной арифметики
С. М. Окулов
Учебная литература
Развитие интеллекта школьников
В книге речь идет о традиционных алгоритмах, которые кажутся очевидными, – об алгоритмах выполнения арифметических операций: о том, сколько тайного смысла и усилий интеллекта многих специалистов по информатике заложено в эти алгоритмы.
Практикум по объектно-ориентированному программированию
С. М. Окулов
Программирование
Отсутствует
Практикум содержит материал для проведения занятий по объектно-ориентированному программированию в среде Delphi. Изложены основы теории объектно-ориентированного программирования, на базе которой изучаются возможности Delphi и отрабатываются технологии разработки различных приложений. Разобрано око…
С. М. Окулов
Учебная литература
Педагогическое образование (Бином)
В учебном пособии даны ключевые разделы дискретной математики с практической реализацией алгоритмических решений. Книга написана на основе лекционного курса и практических занятий для студентов факультета информатики Вятского государственного гуманитарного университета, а также спецкурса, читаемого…
Ханойские башни
С. М. Окулов
Техническая литература
Развитие интеллекта школьников
На материале широко известной задачи о Ханойских башнях показано, как организовать занятия по информатике, чтобы побудить школьника к творчеству, развить у него вкус к решению исследовательских проблем. Книга предназначена для школьников и преподавателей информатики, но также будет интересна студе…
Алгоритмы обработки строк
С. М. Окулов
Программирование
Развитие интеллекта школьников
На материале задачи поиска подстроки в строке, решению которой посвящены работы многих профессионалов за последние 20–30 лет, показано, как построить занятия по информатике, чтобы побудить школьника к творчеству, развить у него вкус к решению исследовательских проблем. Для школьников, преподавател…
Помогите найти книгу — Вопросы на vc.ru
Хочу начать изучать программирование на языке Pascal ABC,но никак не могу найти книгу бесплатно в PDF формате,чтобы её скачать на компьютер. Автор: М. С. Окулов «Основы программирования»
{«id»:338504,»url»:»https:\/\/vc.
{«url»:»https:\/\/booster.osnova.io\/a\/relevant?site=vc»,»place»:»entry»,»site»:»vc»,»settings»:{«modes»:{«externalLink»:{«buttonLabels»:[«\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c»,»\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c»,»\u041d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u0417\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c»,»\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c»,»\u0421\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u041f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438″]}},»deviceList»:{«desktop»:»\u0414\u0435\u0441\u043a\u0442\u043e\u043f»,»smartphone»:»\u0421\u043c\u0430\u0440\u0442\u0444\u043e\u043d\u044b»,»tablet»:»\u041f\u043b\u0430\u043d\u0448\u0435\u0442\u044b»}},»isModerator»:false}
Книги (E-Books), Turbo Pascal
|
Гдз по информатике с.окулов основы програмирования :: sitokethai
Основы программирования на языке Паскаль в задачах. Бабушкина И. А., Окулов С. М. Практикум по объектно ориентированному программированию. Ответы на вопросы, решения задач или указания к ним читатель найдет в. Бабушкина И. А., Окулов С. М. Практикум по объектно ориентированному. Книга на С. Окулов. Ответы на вопросы, решения задач или указания к ним читатель найдет в конце книги. Урок 4Программирование ветвлений. Ответы.
Для началане прогуливать информатику в школе. Книга: Основы программирования Автор: С. Первая программа. Изучение программирования и. Основы программирования: Учебное пособие. Библиографическая ссылка. Программирование, Учебники, пособия, ГДЗ по. Чтобы. Окулов С. М. Дискретная математика. Теория и. Название: Основы программирования Автор: Окулов С. М. Издательство: ЮНИМЕДИАСТАЙЛ : Год издания: 2002 Формат: Размер: 6.46 б Страниц: 424. Основы программирования С. М. Окулов.
Рассматриваются теоретические основы информатики, аппаратное и программное обеспечение компьютера, компьютерные сети, алгоритмизация и программирование, информационная безопасность. Готовые домашние заданияГДЗГДЗ по Информатике. План занятия. Теория и практика решения задач по информатике. Основные комбинаторные. Пособие содержит основные материалы для изучения. Перейти к разделу Окулов С. М. Дискретная математика. Окулов и другие. Для учащихся старших классов, студентов и учителей информатики. Основы Паскаля. БИНОМ Окулов Основы.
Программирования Окулов С. М. Информатика. В материалах для чтения обсуждаются практически все вопросы, входящие в школьный минимум знаний по информатике. Основы алгоритмизации и программирования. Практикум по программированию в Турбо Паскале. Информатика. Основные методы. Скачать решебник окулов основы программирования уровень Скачать. Ответы и решения 263. Языков программирования Паскаль. Приводятся избранные олимпиадные задачи по программированию с. Это основная часть расчётной работы по. Во многих.
Олимпиадных задачах по программированию решение с. Ответы на билеты по информатике за 9 класс здесь. Итак, за основу обучения следует взять. Окулов Издательство: Бином. Основы программирования. С. М. Окулов, г. Киров. Занятие 1. Теория и практика решения. Окулов С. М. Дискретная математика. Книга на С. Окулов. Книга. Это основная часть расчётной работы по информатике для студентов МАИ первого курса,. Абрамян А. В., Абрамян М. Э.
Вместе с Гдз по информатике с.окулов основы програмирования часто ищут
окулов основы программирования pdf.
окулов основы программирования скачать.
окулов задачи по программированию скачать.
окулов основы программирования скачать бесплатно.
задачи по программированию под редакцией с окулова.
курсовая работа по программированию delphi.
окулов основы программирования читать онлайн.
окулов с.м. . основы программирования скачать
Читайте также:
Гдз по русскому языку для 4 класса спиши ру т.

Гдз по физике 9класс пёрышкин 2012год
Гдз русский язык класс к.паустовский
542 — Стр 2
11
3.Библиографический список
1.Хабибуллин, И. Ш. Программирование на языке высокого уровня C/C++ [Текст] : рек. УМО по унив. политехн. образованию в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 654600 «Информатика и выч. техника» / И. Ш. Хабибуллин. — СПб. : БХВПетербург, 2006. — 512 с.
2.Алгоритмизация и программирование : Учебное пособие / С.А. Канцедал. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.
3.Златопольский, Д. М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы [Электронный ресурс] / Д. М. Златопольский. — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 223 с.
4.Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / В.Д. Колдаев; Под ред. Л.Г. Гагариной. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. —
416 с.
5.Окулов, С. М. Основы программирования [Электронный ресурс] / С. М. Окулов. — 6-е изд., перераб. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012. — 336 с.
6.2. Технологии программирования [Электронный ресурс] / Интернет-университет информ. технологий. — М. : ИНТУИТ.ру : Новый Диск,
2006.
7.3. Пахомов Б. И. C/C++ и MS Visual C++ 2010 для начинающих. —
СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 728 с.
8.Златопольский, Д. М. Сборник задач по программированию / Д.М. Златопольский. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007. — 240 с.
9.Культин Н.Б. C/C++ в задачах и примерах. — 2-е изд., перераб. и доп.
-СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 349 с.
12
Олеся Владимировна Коровина
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И АЛГОРИТМИЗАЦИИ
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов по направлению подготовки
230400 – Информационные системы и технологии
Редактор Е.А. Богданова
Подписано в печать . . . Формат 60×90 /16. Объем п. л. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж экз. Заказ
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» РИО ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8 Отпечатано в УОП ФГБОУ ВПО «ВГЛТА».
394087, г. Воронеж, ул. Докучаева, 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Основы программирования. Учебник с практикумом / Под ред. Макаровой Н.В.. — М.: КноРус, 2017. — 352 c. |
Базовые концепции программирования — Coders Campus
В этом руководстве по программированию для начинающих вы изучите основы, используемые в языках программирования. Как новичок, вы начнете изучать основы программирования, которые, по вашему мнению, найдете в курсе «Программирование 101». Мы будем использовать некоторые основные концепции Java в качестве отправной точки, которые применимы к большинству других языков программирования.
Я пишу эти руководства по основам, предполагая, что у вас очень мало знаний в программировании.Я хочу, чтобы этот контент предоставил каждому, кто «идет с улицы», основы, позволяющие написать свою первую программу на языке программирования Java с минимальными трудностями.
Итак, давайте начнем с нашей первой темы: 5 основных концепций любого языка компьютерного программирования. Вы можете сказать: «Почему мы говорим о каком-то языке программирования? Я думал, что это про Java ». Что ж, я обнаружил, что важно помнить, что многие языки программирования очень похожи, и знание основ, общих для всех языков программирования, поможет вам перейти на любой другой язык программирования, если вам нужно! Например, с основными знаниями программирования на Java, которые я получил, мне потребовалось меньше месяца, чтобы научиться программировать на языке под названием Objective C (который используется в приложениях для iPhone).Это мощная штука!
Вот 5 основных концепций любого языка программирования :
- Переменные
- Управляющие структуры
- Структуры данных
- Синтаксис
- Инструменты
Я понимаю, что эти слова, вероятно, кажутся вам чуждыми, но не волнуйтесь, я сделаю все возможное, чтобы раскрыть их тайну. Теперь есть что сказать о каждой из этих 5 концепций, поэтому в сегодняшнем посте я буду говорить только о пункте №1, переменных !
Что такое переменная?
Переменные являются основой любой программы и, следовательно, основой любого языка компьютерного программирования.Мне нравится начинать с определения того, что мы собираемся изучить, поэтому Википедия определяет переменную следующим образом:
Ладно, это загадочно. Для меня переменная — это просто способ сохранить какую-то информацию для дальнейшего использования, и мы можем получить эту информацию, обратившись к «слову», которое будет описывать эту информацию.
Например, предположим, вы зашли на мой сайт www.coderscampus.com, и первое, что я хочу сделать, это спросить вас, как вас зовут (чтобы я мог поприветствовать вас в следующий раз, когда вы посетите мой сайт). ).Я бы поместил небольшое текстовое поле на экран, в котором вас спрашивают, как вас зовут . .. это текстовое поле будет представлять переменную ! Допустим, я назвал это текстовое поле «yourName», это будет символическое имя (или «слово») для вашей переменной (как описано в нашем определении вики выше).
Итак, теперь, когда вы вводите свое имя в текстовое поле, эта информация будет сохранена в переменной с именем «yourName». Тогда я мог бы вернуться и сказать: «Какое значение содержит переменная « yourName »?», И программа сообщила бы мне, что вы ввели в это текстовое поле.
Эта концепция чрезвычайно эффективна в кодировании и используется постоянно. Это то, что заставляет Facebook и Twitter работать, это то, что заставляет оплачивать ваши счета через ваш онлайн-банк, это то, что позволяет вам делать ставки на eBay. Переменные заставляют мир программирования вращаться.
Теперь, если мы хотим уточнить, когда дело доходит до языка программирования Java, переменные имеют разные типы . Здесь приготовьтесь, я попытаюсь сбить вас с толку, объяснив важную концепцию в трех предложениях . Если бы я сохранял ваше имя в переменной, этот тип был бы String . Или, скажем, я также хотел сохранить ваш возраст, что типа будет сохранено как Integer . Или, скажем, я хотел сохранить, сколько денег вы зарабатываете за год, что типа будет храниться как Double .
Что такое String , Integer и Double ?
Отличный вопрос! В ядре Java язык программирования хочет знать, какой вид информации вы собираетесь хранить в переменной .Это потому, что Java — это строго типизированный язык . Я мог бы рассказать вам, в чем разница между языком со строгой типизацией и языком со слабой типизацией, но это, скорее всего, утомит вас прямо сейчас, поэтому давайте просто сосредоточимся на , что такое тип в Java и почему это важно .
Ввод в Java позволяет языку программирования с абсолютной уверенностью знать, что информация, хранящаяся в переменной, будет «определенным образом». Итак, как я уже сказал, если вы храните свой возраст, вы должны использовать тип Integer … ну, потому что в Java Integer означает, что у вас есть число, в котором не будет десятичных знаков.Это будет целое число, например 5, 20, 60, -60, 4000 или -16000. Все эти числа будут считаться целым числом в Java.
Итак, что произойдет, если вы попытаетесь сохранить что-то, что не является целым числом, в целочисленной переменной, например, значение «$ 35,38»? Ну, очень просто, вы получите ошибку в программе и вам придется ее исправить! «$ 35,38» содержит знак доллара ($), а также десятичный знак с точностью до двух цифр. В ядре Java, когда вы указываете, что переменная имеет тип Integer, вам просто не разрешается хранить что-либо, кроме целого числа.
Указание того, с какими данными вы имеете дело, позволяет языку программирования использовать эти данные интересными способами. Опять же, то, что я говорю «определяя, какие данные», я просто имею в виду тип данных.
Давайте углубимся в возможности присвоения вашим данным типа .
Что можно делать с типами данных?
Начнем с простого примера.
Вы хотите сложить два числа, скажем, число 22 и число 3.Java будет вести себя по-разному в зависимости от типа переменной, в которой хранятся эти данные.
Позвольте мне показать вам, что я имею в виду:
Если вы определили переменные типа Integer , то сложение 22 и 3 вместе даст Integer 25. Имеет смысл, верно? Конечно, это простая математика.
Но что произойдет, если ваши переменные не целых чисел , а строк ?
A String в Java — это другой тип данных, и он ведет себя по-другому, ПОТОМУ ЧТО это другой тип данных.
Когда мы ссылаемся на строку в Java (и во многих других языках программирования), мы обрабатываем данные как простое старое предложение на английском языке. Строка просто представляет слова (или, точнее, буквы), все размещенные в определенном порядке. Это все, что есть на английском языке (или на любом другом языке), это набор символов / букв, расположенных в определенном порядке, чтобы придать смысл тому, что вы пишете.
Итак, теперь я спрашиваю вас, что значит сложить два предложения вместе? Что значит сложить две строки вместе?
Я вам покажу.
Если бы у вас были две переменные, каждая из которых определена как Strings , и в них были бы сохранены данные «22» и «3» (соответственно), что бы произошло, если бы мы сложили их вместе?
Мы получим String : «223»
Поначалу это может сбивать с толку, но имеет больше смысла, когда мы используем меньше «вводящих в заблуждение» данных.
Предположим, что в наших двух переменных String мы храним не числа, а слова. Таким образом, в переменной 1 мы храним строку «Hello», а в переменной 2 — строку «World».
Теперь, что произойдет в вашей голове, если я скажу вам сложить эти два слова вместе?
Надеюсь, ваш естественный инстинкт подсказывает, что в результате строка будет «Hello World»!
Это все, что происходит с Strings «22» и «3»… Java ведет себя по-разному из-за типа переменных.
Для Java String «22» — это тот же тип данных, что и String «двадцать два», они оба символа расположены определенным образом.
Теперь я не хочу вдаваться в подробности о типах , так как это лучше подходит для базовой концепции кодирования № 3 — Структуры данных. Так что это все, что я сейчас коснусь, но не беспокойтесь, со временем все обретет смысл!
Итак, чтобы подвести итог, мы поговорили о том, что такое переменная и как можно сохранить информацию в переменной, а затем получить эту информацию в какой-то более поздний момент времени. Переменная может иметь имя , и это имя, которое вы даете переменной, обычно , названное в честь типа содержимого, которое вы будете хранить в переменной , поэтому, если я сохраню ваше имя в переменной, вы d назовите переменную yourName.Вы бы НЕ ОБЯЗАНЫ давать ему такое имя, вы могли бы назвать переменную «HolyCrapImProgramming», но это не имело бы большого смысла, учитывая, что вы пытаетесь сохранить имя человека. Имеет смысл, правда? Наконец, переменные имеют типов , и эти типы используются, чтобы помочь нам организовать, что можно, а что нельзя хранить в переменной. Подсказка: наличие типа поможет понять, что мы можем делать с информацией внутри переменной . Пример : если у вас есть два целых числа (скажем, 50 и 32), вы сможете вычесть одну переменную из другой (т.е.e 50 — 32 = 18), довольно просто, правда? Но если у вас есть две переменные, в которых хранятся имена (например, «Тревор» и «Джефф»), не имеет смысла вычитать одну из другой (например, «Тревор» — «Джефф»), потому что это просто не означает что-нибудь! Итак, типов — это тоже мощная вещь , и они помогают нам понять , что мы МОЖЕМ сделать, с нашими переменными и , что мы НЕ МОЖЕМ сделать !
Итак, я надеюсь, что эта информация была для вас полезной, и я надеюсь, что вы понимаете, в чем заключаются преимущества изучения языка программирования! В современном корпоративном мире привлекательность изучения языка программирования весьма высока, поскольку большинство компаний нанимают программистов, обладающих навыками создания веб-приложений. Профессия программиста — это та профессия, которая обеспечивает отличную оплату и стабильность работы, и, в конце концов, разве это не то, что мы все ищем?
Чтобы глубже погрузиться в тему, вы можете посмотреть это видео, которое я создал на тему переменных:
Текущий номер / Архив — ПЕДАГОГИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК |
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ НАУКАМ В ПЕРИОД «ДИЦИТАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Н.Н. Пангина
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: PDF (Rus)
Абстракция
В статье представлен опыт подготовки школьников к олимпиадам по информатике в основной школе и учреждении дополнительного образования по авторской программе «Математические основы алгоритмизации и программирования». Рассмотрены вопросы выявления одаренных детей в области математики, информатики и программирования, поддержки их интереса и формирования соответствующих компетенций для участия в олимпиадном движении.Сформулированы предложения по внесению изменений в организацию работы по подготовке школьников к олимпиадам в период «цифровизации образования».
Ключевые слова
Цифровизация образования, алгоритмизация и программирование, олимпиады по информатике.
Благодарности. Настоящее исследование финансировалось РФФИ, проект № 19-29-14141.
Поступила: 31.12.2020; принята к публикации: 12.01.2021.
Для цитирования :
________________________________________
Пангина Н.Н. Изменение подходов к организации работы по подготовке школьников к олимпиадам по информатике в период «цифровизации образования».
Электронный научно-методический журнал Педагогика информатики . 2021; 1.
Http://pcs.bsu.by/2021_1/4ru. pdf
Контент доступен по лицензии Лицензия Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 Международная лицензия.
Об авторах :
Н.Н. Пангина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8», г. Сосновый Бор
Россия
Пангина Нина Николаевна — заслуженный педагог Российской Федерации; IT-преподаватель;
[email protected]
ул. Ленинградская, 64; 188540, Сосновый Бор, Ленинградская область, Россия
Список литературы
1. Пангина Н.Н. Подготовка ученых к олимпиадам по информатике. Компьютерные инструменты в образовании. Компьютерные инструменты в образовании. 2000; 1: 29-38.
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Доступно на: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a1a47299-4962-459e-9cac-b48c23159c3a/?fullView=1&from=& (на русском языке)
3. Чухнов А.С., Поздняков С.Н., Пангина Н.Н.Анализ понимания материала теоретической информатики на примере соревнований и олимпиад по информатике. Компьютерные инструменты в образовании, 2018; 2: 55-67. (На русском)
4. Есипов А.С., Пангина Н.Н., Громада М.И. Информатика. Проблемная книга. СПб: Наука и техника, 2001. 368с. (На русском)
5. Результаты исследования TIMSS-2019. [Электронный ресурс].Доступно на: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/MSI/Results%20TIMSS%202019.pdf (на русском языке)
6. Хорн М., Стейкер X. Смешанное обучение. Использование подрывных инноваций для улучшения школьного образования. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2015. 343 с.
7. Павлова Е.С. Методы формирования одаренности при подготовке к олимпиадам по информатике. Фундаментальные исследования. 2013; 10-6: 1360-1362. Доступно на: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32547 (дата обращения: 18.01.2021). (На русском)
8. Сайт дистанционного обучения информатике [Электронный ресурс]. Доступно на: https://informatics.msk.ru/
9. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики: учебник. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 328 с. (На русском)
10. Андреева Е.В. Программировать так легко, программировать так сложно. Учебник современного программирования. М .: МЦНМО, 2009. 184 с.
11.Меньшиков Ф.В. Олимпиадные задачи по программированию. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 320-е гг. (На русском)
12. Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 383 с. (На русском)
назад
(PDF) Лазерная доплеровская диагностика структуры потока за лопастным колесом гидротурбины при оптимальных и вынужденных нагрузках
561
Теплофизика и аэромеханика, 2004, Vol. 11, No. 4
ЛАЗЕРНАЯ ДОПЛЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА
СТРУКТУРА ПОТОКА ЗА РОТОРОМ
КОЛЕСОВ ГИДРОТУРБИНЕ В ОПТИМАЛЬНОМ
И ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ *
O.Ю. САДБАКОВ1, В. ОКУЛОВ1, И. НАУМОВ1, В. МЕЛЕДИН1,
Ю.А. АНИКИН1, Н. МОСТОВСКИЙ2, С.Я. ИЛЬИН2
1 Институт теплофизики им. Кутателадзе СО РАН,
Новосибирск, Россия
2 Лаборатория водяных турбин, Ленинградский металлический завод,
ОАО «Силовые машины», Санкт-Петербург, Россия
(Поступила 8 октября 2004 г. )
Приведены результаты экспериментов по диагностике нестационарного течения за рабочим колесом в отсасывающей трубе
(турбина Фрэнсиса) для перехода из оптимального режима работы в режим наддува.Измерения профилей скорости в закрученном потоке (поток мутной воды с пузырьками воздуха) с высокой точностью
были выполнены с использованием высокотехнологичного доплеровского анемометра LAD05-LMZ на основе полупроводникового лазера. Эта система оснащена
средствами «программируемой вентильной матрицы» и использует новый метод адаптивного обнаружения доплеровской частоты
. Было проведено всестороннее тестирование измерительной техники и инструментов. Расход воды
, полученный из универсальных характеристик модели турбины, сравнивался с расходом, рассчитанным из измеренных профилей осевой скорости,
.Суммарная погрешность расхода не превышала 5%.
Неустойчивый поток за рабочим колесом в вытяжной трубе турбины имеет сложную структуру сплетения, которая важна для работы турбины. Несмотря на многолетние исследования и четкую качественную картину потока
, проблема высокоточной диагностики для этого вида потока
до сих пор не решена. Различные визуализации и измерения показали, что поток за роторным колесом
(для оптимального режима модели гидротурбины uni-
версаль) близок к осевому, но для большинства рабочих режимов это вихревой поток
. .Закрученный поток вызывает разрежение в центре и создает кавитационную полость №
, веревку, заполненную пузырьками воздуха. Обычно эта веревка представляет собой вращающуюся винтообразную спираль. Прецессионное движение каната
является источником пульсаций давления в потоке и на стенках отсасывающей трубы
. Иногда эти пульсации достигают спиральной камеры и усиливают вибрацию компонентов
. Обычно структура потока в отсасывающей трубе имеет, помимо вихревого троса
, множество вихрей, сбрасываемых краями лопастей колес.Эти вихри
сливаются с центральным вихрем и увеличивают интенсивность.